Assma.ru

Ремонт и стройка
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двойная скатка пожарного рукава требования

Технической целью перекатки напорного пожарного рукава (НПР) является распрямление старого ребра, перемещение его на середину продольного сечения для образования новой складки, канта. Из-за того, что пожарный рукав изнутри покрывают резиной или полимерным покрытием, со временем он начинает слипаться. После использования по назначению шлангу необходимо дать высохнуть и обработать его тальком изнутри. Если в НПР останется вода (или попадет туда из-за неисправности пожарного крана), гибкий трубопровод с легкостью начнет слипаться и склеиваться.

Благодаря тому, что первичное средство пожаротушения изготовлено из брезента или синтетической ткани, его получается плотно скатать, это дает возможность удобно хранить и транспортировать шланг. При отсутствии перекатки рукава слипаются, слеживаются и изнашиваются гораздо быстрее в местах сгибов, что может сделать невозможной их эксплуатацию.

Регулярная перекатка позволяет вести визуальный контроль за напорными рукавами и вовремя выявлять дефекты, которые могут появиться из-за долгого пребывания шланга в ПШ.

Перемотка позволяет предотвратить появление:

  • трещин;
  • перетираний;
  • деформаций;
  • разрывов (образуются при чрезмерном пересыхании);
  • утраты герметичности, которая приводит к образованию прорывов, утечек и падения напора;
  • снижения гибкости;
  • задержек при разматывании;
  • гнили, плесени и скоплений пыли.

Проведение технической профилактики также подразумевает перемотку первичных средств пожаротушения на другое ребро. Данный процесс предупреждает появление трещин и деформаций от длительного пребывания шланга в одном положении.

Зачем нужна перемотка рукавов: требования

Обновление складки НПР обязательное требование – это часть технического обслуживания, стандартная мера по уходу. Для перекатки рукавов внутреннего противопожарного водопровода установлена периодичность – раз в год. Подготовительные действия – отмачивание, сушка, промывка – являются этапами мероприятия.

Техническая цель перекатки – распрямить старое ребро, переместив его на середину продольного сечения, чтобы образовалась новая складка, кант.

Структура позволяет плотно скатывать шланги, что удобно для хранения, транспортировки. Рукава слипаются, слеживаются, в местах сгиба быстрее изнашиваются. Задача перемотки – уменьшить негативные явления, к которым относятся:

утрата герметичности, образование ослабленных мест и, как следствие, прорывы, утечки, падение напора;

разрывы из-за чрезмерного пересыхания;

задержки при разматывании;

  • образование гнили и плесени, скопление пыли.
  • Особенности требований к перекатке:

      обязательность после каждого использования, ТО, для хранения;

    способы имеют свои правила;

    мера как часть ТО осуществляется вручную и на спецоборудовании профильными структурами, ответственными лицами и техотделами ПЧ;

  • сопровождается документально: техзадание, акт, журнал перемотки, бирка.
  • Новые рукава: нужна ли перекатка?

    Перекатка пожарных рукавов подходит не только для уже эксплуатируемых НПР, но и для только вводимых в эксплуатацию, то есть новых. С производства они поступают с одинарной скаткой, что является стандартом. Этот вид препятствует тому, чтобы быстро начать тушение пожара, так как первая раскатка завершается деформацией гибкого трубопровода, он спутывается. Высоконапорная подача воды существенно усугубляет перекручивание, а пожарный вынужден заниматься распутыванием рукава, не приступая к тушению. В случае использования двойной скатки при долгом хранении на складе так же шланг слипается.

    Процесс перекатки

    Итак, надеюсь, мы разобрались с тем, кто должен производить перекатку, кто за это отвечает, на каких основаниях, и так далее и тому подобное. Теперь давайте рассмотрим непосредственно сам процесс. Начнем по порядку.

    1. Раскатка. Этот этап мне кажется очевидным, а Вам? Я так и думал, но все равно посчитал нужным упомянуть. Идем дальше.
    2. Промывка. Помимо того, что таким образом рукав отмывается от осевшей за время простоя пыли, после использования также необходимо хорошо промыть оборудование.
    3. Просушка. Скатывать рукав в новую скатку необходимо полностью просушенным. Только так можно избежать слипания внутренних стенок и других крайне нежелательных последствий.
    4. Проверка на отсутствие повреждений, то есть на целостность. Если обнаружены какие-либо отклонения, например, трещины, то, дабы восстановить герметичность, проводится…
    5. Вулканизация. Данную работу под силу провести качественно только квалифицированным специалистам, обладающими не только соответствующими навыками, но и всеми нужными сертификатами, лицензиями МЧС на данный род деятельности.
    6. Перемотка на новую скатку, на новое ребро, располагающееся по отношению к старому под углом 90 о .

    Есть несколько вариантов скатки, правильный выбор которого также имеет немалое значение. Если Вы проводили ежеквартальное техническое обслуживание пожарных рукавов, находящихся на запасном хранении, то скатка должна быть одинарной.

    Если это оборудование, используемое в пожарных автомобилях или шкафах, то правильно здесь – двойная либо гармошка. Если же это промежуточная скатка перед дальнейшим ремонтом, то разумно остановиться на восьмерке.

    После окончания процедуры, в обязательном порядке должна ставиться отметка о проведенной перекатке в соответствующий журнал перемотки пожарных рукавов. Здесь должны быть указаны дата, место, где располагается именно тот пожарный шкаф, в котором находится проверенный рукав, а так же лицо или организация, проводившая техническое обслуживание.

    Только при соблюдении всего вышеперечисленного, Вы можете быть по-настоящему спокойны за свою безопасность и за то, что не придется отдуваться перед инспекцией.

    Перечень обязательных и рекомендуемых нормативных актов, регламентирующих перекатку ПР выглядит следующим образом:

    • Постановление N 390, п. 57;
    • НПБ (правила эксплуатации ПР, п. 3.5.4);
    • сопроводительная документация производителя НПР.
    Читать еще:  Требования к электрощитовой двери

    Помимо перечисленных документов, процедура перекатки ПР описана в отдельных разделах внутренних методических пособий пожарных частей.

    Образец технического задания на перемотку рукавов

    Договор оказания услуги составляется исполнителем и заказчиком. В документе прописываются стоимость, точные сроки, место, метод и объемы выполнения технической задачи. В качестве подтверждения выполненной услуги, заказчику вручается акт перемотки пожарных рукавов , заверенный представителями МЧС России.

    Образец акта перекатки рукавов

    Факт перекатки подтверждается специальным формуляром. Если была осуществлена перекатка нескольких НПР, к каждому изделию прилагается отдельный акт, составленный комиссией во главе с руководителем предприятия (заказчиком). В свидетельстве перечисляются стоимость, методы и инструменты, использованные в процессе перекатки ПР.

    Образец бирки о перемотки рукавов

    После перекатки рукав закрепляется специальной текстильной лентой. Соответствующая информационная табличка размещается на внешней стороне скатки (на видном месте). В табличке указывают:

    • номер ПР;
    • маркер с надписью «рукав проверен и перемотан»;
    • даты текущей и следующей перемотки;
    • персональные подписи ответственных лиц (с расшифровкой).

    Форма заполнения бирки предусматривает четкий и понятный пользователю текст сообщения.

    Особенности перемотки

    Перемотка ПР состоит из ряда шагов:

    1. мытье рукава и сушка в камерах;
    2. если нужно, то ремонт изделия производят с помощью вулканизации;
    3. намотка ПР на новый шов со сдвигом шланга на 90°;
    4. визуальная проверка. Ее нужно проводить каждый месяц. Все используемые изделия должны быть хорошо осмотрены после каждого применения;
    5. проверка на герметичность. Проходит, согласно плану, два раза в год;
    6. проверка на отслоение. Производится по большей степени для всасывающих рукавов. Может показать отслоение резиновой части внутри рукава. При проведении теста специальный насос включается и создает вакуум внутри рукава.

    Скатка делается на специальном станке и бывает разных типов:

    • для складского хранения — одинарная;
    • для пожарных кранов — двойная или «гармошка»;
    • для удобного сбора пожарных рукавов перед дальнейшей сушкой и ремонтом — «восьмерка».

    Если понадобился ремонт изделия, то он может быть нескольких типов:

    • с использованием заплатки. Клеить ее нужно с внешней части рукава. Изначально место дефекта зачищается и обезжиривается. Во многих случаях рукав нужно разрезать;
    • с помощью вулканизации;
    • путем приклеивания хлориновым клеем. Если расшатались затяжки, то нужно подтянуть их гаечными ключом.

    Обратите внимание! Если же отремонтировать рукав не получилось, то он должен быть списан и заменен на новый.

    Знак пожарного рукава по ГОСТ

    Продукция, поступающая в воинскую часть, дополнительно маркируется в виде дроби. Такой знак пожарный рукав получает, чтобы не возникало путаницы, когда в ликвидации возгорания участвует несколько пожарных частей. Чтобы по завершении операции по борьбе с огнем каждый предмет инвентаря попал на свое место в комплекте автомобиля.

    Поэтому в числителе знака проставляется номер воинской части, а знаменатель содержит номер изделия по порядку. Например, 2588991/132.

    Правила эксплуатации пожарных рукавов, их хранение и классификация

    Пожарные рукава – это приспособления, которые используются для борьбы с огнем. Они применяются для транспортировки огнетушащего жидкого вещества, воды или пены на значительные расстояния. От водяных гидрантов, различных водоемов, автоцистерн до очага возгорания.

    Внешне пожарные рукава выглядят как гибкие трубопроводы, изготовленные из эластичных материалов повышенной прочности. На концах они оборудованы соединительными муфтами или специальными головками распылителями.

    Как при эксплуатации, так и при хранении пожарных рукавов необходимо соблюдать определённые условия. Необходимо производить периодические проверки и испытания.

    Существуют следующие типы пожарных рукавов:

    • Напорный;
    • Напорно-всасывающий;
    • Всасывающий.
    1. Напорный
    2. Напорно-всасывающий и всасывающий
    3. Климатическое исполнение
    4. Маркировка
    5. Эксплуатация, испытания и перекатка

    Напорный

    Используются для подачи огнетушащего состава непосредственно в очаг возгорания. Они могут транспортировать как в воду, так и специальные пенообразующие составы. Различные виды могут выдерживать давление от 2 до 8 атмосфер. Напорными рукавами комплектуются автоцистерны МЧС, корабли, поезда, пожарные шкафы в зданиях и сооружениях. Способ хранения — компактная скатка или размещение на катушке для более быстрого и удобного разматывания. Длина может доходить до 20м. Производится в довольно широкой номенклатуре диаметров пожарных рукавов: 51, 66, 77, 89, 150 мм.

    Соответствует ГОСТ 51049-97 и НПБ 152-2000. Согласно нормативам различают напорные изделия с армирующим каркасом – чехлом из:

    • Натуральных волокон:
      • Льняные;
      • Льноджутовые;
    • Синтетических материалов:
      • Прорезиненные – оборудованы только слоем гидроизоляции внутри без внешнего покрытия;
      • Латексированные – из гидроизоляционного материала состоит не только внутренний слой, но и пропитка армирующего;
      • С двусторонним покрытием из полимеров (полиуретан, полипропилен).

    Изделия из натуральных волокон морально устарели и применяются все реже. Это обусловлено сложностями в их хранении и использовании. Прежде всего, они подвержены гниению, гидравлические потери от прохождения воды довольно высоки, следовательно, пропускная способность пожарных рукавов такого типа несколько ниже, в условиях низких температур их эксплуатация также довольно затруднительна ведь после каждого использования их необходимо тщательно сушить. Однако есть и преимущества: эти изделия в сухом состоянии очень легкие, а их скатки малогабаритны, во время использования происходит перколяция – просачивание воды сквозь ткань. Увлажненный шланг имеет более высокую стойкость к экстремальным температурам на пожаре.

    Читать еще:  Расчет аварийного освещения котельного помещения

    Современные изделия из синтетики имеют различную структуру.

    С двухсторонним покрытием

    1. Армирующий каркас в качестве материала выступает сетка из натуральных волокон;
    2. Внутренний слой гидроизоляции, снижающий трение воды, обеспечивает минимальные потери напора;
    3. Наружный слой для термической и механической защиты материала от истирания и влияния солнечных лучей.
    4. Армирующий каркас состоит из синтетических волокон, выполняет функцию внешнего защитного покрытия.
    5. Внутренняя резиновая камера вставляется внутрь каркаса.
    6. Соединительная прослойка из специального клея.

    Дополнительную прочность всей конструкции придает вулканизация, которую производят под давлением до 0,4 МПа, раскаленным до 120° паром, пропущенным через внутренний слой.

    1. Армирующая сетка состоит из синтетических волокон;
    2. Внутренний гидроизоляционный слой из латекса;
    3. Сетка пропитана латексом, который выступил за ее пределы и образовал внешнее защитное покрытие.

    Такое строение придает изделию большую целостность и предотвращает отклеивание слоев под воздействием высокой температуры.

    Длина напорных шлангов составляет от 10 до 25 м. При этом рабочее давление в пожарном рукаве зависит от его диаметра. Для наиболее распространенных – напорных, диаметром 51 и 66 мм оно составляет 1,6 МПа. Для шлангов диаметром 89 и 150 мм 1,4МПА и 1,2 МПа соответственно. При этом масса 1 м погонного изделия изменяется от 0,45 кг до 0,75 кг с увеличением внутреннего диаметра.

    Напорно-всасывающий и всасывающий

    Всасывающие — предназначены для подвода средств огнетушения к всасывающим патрубкам насосных установок. Имеют более прочную конструкцию, состоящую из резиновой камеры с несколькими защитники слоями из текстиля. Для придания большей жесткости изделию внутри имеется металлическая спираль и защитная промежуточная прослойка. Основное применение данных изделий, это наполнение автоцистерн из открытых источников воды. Длина пожарного рукава не превышает 4м. при диаметре 125 мм.

    Напорно-всасывающие рукава — универсальные приспособления, которые могут использоваться, когда подачи воды в автоцистерну непосредственно из источника, так и для перекачки огнетушащей жидкости из трубопровода. Напорно-всасывающие рукава состоят из нескольких слоев текстильной оболочки на проволочном каркасе. Длина 4м при диаметре 77 мм.

    1. Наружный защитный слой из текстиля;
    2. Промежуточный защитный текстильный слой;
    3. Гидроизоляционная внутренняя камера из резины;
    4. Армирующая проволочная спираль;
    5. Промежуточный гидроизоляционный слой из резины;
    6. Соединительный текстильный слой
    7. Соединительный оголовок.

    Длина напорно-всасывающих рукавов ограничена 4 м, это максимальная величина пенала на пожарном автомобиле.

    Изделия диаметром от 77 мм используются для устройства магистральных линий водоснабжения. Рукава диаметром 51 и 66 мм применяются в качестве рабочих, их используют для непосредственного пожаротушения.

    Климатическое исполнение

    Материал чехла и толщина покрытий зависит от того в каком регионе будет эксплуатироваться рукав:

    • Регионы, размещенные в умеренной и тропической зоне (ТУ1) – диапазон рабочих температур -30°С — +40°С;
    • Регионы, размещенные в умеренной зоне (У1) – диапазон рабочих температур -45°С — +40°С;
    • Регионы, размещенные в умеренной и холодной зоне (УХ1) — диапазон рабочих температур -60°С — +40°С.

    Маркировка

    По месту использования различают рукава для применения в:

    • РПМ – пожарных автомобилях;
    • РПК-Н – пожарных гидрантах находящихся вне помещений;
    • РПК-В — пожарных гидрантах находящихся внутри помещения.

    Маркировка пожарных рукавов, пример:

    РПК-Н-65-3,0-ИМТ-УХЛ1 – рукав пожарный для наружных пожарных кранов, диаметром 65 мм, имеющий максимальное рабочее давление до 3 МПа, повышенной износостойкости, маслостойкости, термостойкости, предназначенный для эксплуатации в холодных и умеренных регионах.

    Эксплуатация, испытания и перекатка

    Периодическая проверка пожарных рукавов должна осуществляться в соответствии с ранее разработанным и утвержденным планом проведения испытаний. Существует несколько разновидностей проверки.

    Визуальная . Осуществляется ежемесячно для используемых изделий. Все используемые рукава подлежат тщательному визуальному осмотру после каждого применения. Для изделий, используемых в пожарных шкафах, допускается визуальный осмотр один раз в год. Результатом проверки может стать выявление различных дефектов: трещин, пробоев, деформаций, отслаиваний. Необходимо обратить внимание на изменение цвета поверхности. На этих проблемных участках в результате эксплуатации могут появиться более серьезные дефекты.

    На герметичность конструкции . Является плановой и должна производиться не реже двух раз в год, по завершении периода гарантийного хранения неиспользуемого изделия или если в результате визуальной проверки возникли сомнения в целостности пожарного рукава. Проверка на герметичность конструкции осуществляется методом гидравлического испытания, которое может осуществляться рабочим напором или избыточным давлением. Испытания производятся в такой последовательности:

    1. Рукав подсоединяют к устройству (насосной станции), которое может нагнетать воду под высоким давлением и имеет приспособления для замера давления (манометры);
    2. Включается подача жидкости, которая должна заполнить рукав полностью, после чего выходное отверстие перекрывается плотной заглушкой;
    3. В зависимости от степени предполагаемой неисправности, давление постепенно повышается до определенного уровня.

    В процессе осуществления испытаний вплоть до их завершения на поверхности рукава не должно наблюдаться вздутий, разрывов, протечек. При наличии в конструкции рукава металлической спирали, она должна сохранять прежнюю форму. Если рукав не соответствует хотя бы одному из заявленных требований, он подлежит ремонту или списанию.

    Читать еще:  Аварийное освещение нормы

    На отслоение . Выполняется в основном для всасывающих рукавов. Позволяет выявить отслоение резиновой части внутри изделия. При проведении испытания специальный насос включается для создания вакуума внутри изделия. Если при этом вода не поступает в бак, а вакуумер зафиксировал повышенный уровень разряженной атмосферы внутри, то можно с уверенностью сказать о наличии отслоения и необходимости ремонта оборудования.

    Гарантийный срок эксплуатации пожарных рукавов регламентируется компанией производителя и зависит от интенсивности использования и условий хранения. Использование и хранение должно производиться согласно методическим указаниям МЧС принятым 14 ноября 2007 «Организация и правила эксплуатации пожарных рукавов».

    Согласно этому руководству хранение изделий недопустимо в следующих условиях:

    • Вблизи установок, генерирующих озон;
    • Под воздействием прямого солнечного света или искусственных лучей с ультрафиолетом в спектре;
    • Следует избегать попадания на защитную оболочку масел, кислот и щелочей, а также длительное воздействие высокой температуры или пара;

    Гидравлические испытания пожарных рукавов любого типа производятся после окончания указанной в паспорте гарантии изготовителя, для проверки пригодности к дальнейшей эксплуатации. А также после ремонта или обнаружения дефектов на внешнем защитном слое. Рукава, гарантийный срок которых закончился, испытывают раз в год. Эту процедуру совмещают с испытанием пожарного водопровода.

    Периодичность перекатки пожарных рукавов зависит от условий хранения и области применения. Для скаток, находящихся в пожарном автомобиле или в резерве, период составляет 3 мес. Для изделий, предназначенных для внутренних гидрантов и хранящихся в закрытых ящиках, не менее 2 раз в год.

    На видео показана процедура перекатки пожарного рукава на новое ребро:

    Пожарные рукава являются ключевым приспособлением для тушения пожаров, поэтому к их выбору, хранению и обслуживанию необходимо подойти ответственно.

    Порядок эксплуатации пожарных рукавов

    Пожарные рукава входят в перечень важнейших элементов, составляющих материальную часть системы противопожарной защиты. Являясь транспортным трубопроводом, доставляющим ОТВ, они находят применение на всех объектах, оснащенных пожарными кранами, гидрантами, мотопомпами, насосами.

    Эксплуатация изделия организована на основе норм и правил, изложенных в методичках и инструкциях МЧС. Эти источники определяют порядок применения, хранения и обслуживания изделий на предприятиях и в организациях. За применение норм на практике отвечает инженер по противопожарной безопасности или лицо, назначенное приказом руководителем предприятия.

    Для быстрого приведения в действие рукав сматывают так называемой двойной скаткой, а чтобы он не занимал много места в пожарном шкафу, скатка делается очень плотной. Но после длительного хранения в таком виде, на сгибе рукава могут образоваться трещины, необратимые деформации и другие дефекты. Для предотвращения нарушения целостности рукава, его необходимо периодически разматывать, проводить осмотр, промывку и перекатывать на новые сгибы.

    Своевременно проведенное техническое обслуживание напорных рукавов нацелено на поддержание их в «боевой готовности» в течение всего срока службы. Эти важные меры помогут предотвратить последствия возможного пожара.

      Промывка рукава

    После использования рукава, его необходимо промыть. Это делается вручную, с помощью щеток или при помощи автоматического и механического оборудования.

    Просушка

    Зимой для просушки рукава подвешивают в специальных сушилках, летом можно разложить рукав на открытом воздухе, в местах защищенных от попадания прямых солнечных лучей. Температура просушивания не должна превышать 50гр.

    Внешний осмотр

    Внешний осмотр необходимо проводить раз в месяц или после использования рукава. Рукава, хранящиеся на складе, осматривают не реже одного раза в год. При внешнем осмотре обращают внимание на наличие маркировки и условных обозначений. Выявляют внешние дефекты: пятна, порезы, проколы, трещины. Проверяют места крепления рукавных головок и уплотнения на головках.

    Перемотка на другой кант и скатка рукава

    Просушенные чистые рукава перематывают на другой кант, располагая ребро сгиба под углом 90гр. от предыдущего. Перекатка выполняется вручную или при помощи специальных механических или автоматических приспособлений. Для комплектации пожарных щитов рукава сматывают в так называемую «двойную скатку».

    По результатам обслуживания пожарных рукавов необходимо сделать отметку в паспорт рукава и запись в специальный журнал, указав дату, вид проведенного обслуживания, результат осмотра, подписью ответственного лица.

    Схема двойной скатки пожарного рукаваРучной станок для перемотки рукавовАвтоматический станок для перемотки рукавов

    Оформление необходимой документации

    Во время проверки пожарный инспектор обычно требует акт о перекатке – журнал с указанием даты и списком лиц, которые её производили. При отсутствии таких документов инспектор вправе выписать штраф, который может составлять, согласно части 3 статьи 20.4 КоАП РФ:

    • Для граждан – 2-3 тысячи рублей;
    • Для должностных лиц – от 6 до 15 тысяч рублей;
    • Для индивидуальных предпринимателей – от 20 до 30 тысяч рублей;
    • Для Юридических лиц штраф составляет от 150 до 200 тысяч рублей.

    Для того, чтобы не попасть на штраф, необходимо уточнить, что должно входить в документацию, и как её заполнять.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector