Assma.ru

Ремонт и стройка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как промыть старые чугунные батареи отопления?

Для чего нужна промывка чугунных батарей и как ее делать

Промывка чугунных батарей необходима для устранения засоров и проведения профилактических мероприятий с целью поддержания нормальной температуры в помещении в зимний период, предупреждения порчи изделия. Процедура прочистки не представляет особой сложности, при соблюдении определенных условий может проводиться самостоятельно в домашних условиях без привлечения специалистов.

  1. Зачем нужна промывка батарей
  2. Признаки засоров
  3. Чем прочистить чугунные радиаторы
  4. Подготовительные работы
  5. Как выполняется промывка
  6. Можно ли почистить радиатор без демонтажа

Из чего производили старые батареи отопления

Самыми «теплыми» бытовыми батареями считаются чугунные – они еще называются гармошками. Несмотря на их большой вес и сложности в наращивании секций они очень популярны и сегодня, поскольку отличаются высокой теплоотдачей. Современное производство предлагает даже модели «под старину» – на ножках, с декоративными элементами, окрашенными «под бронзу» или «серебро». Во многих домах они продолжают использоваться и даже иногда вполне успешно справляются со своей задачей. Ухаживать за ними несложно, их корпус достаточно легко можно очистить от пыли и вымыть.

Стальные модели выпускались в нескольких вариациях – либо панельного типа, либо пластинчатого. По теплоотдаче они сильно проигрывают чугунным, поэтому хозяева стараются их заменить на современные. Кроме того, избавиться от пыли, скапливающейся между пластинками, – задача сложная, так как промежутки между ними небольшие. Иногда бессилен даже мощный пылесос.

Чугунные батареи лучше всех прочих отдают тепло

Стальные батареи подвержены ржавлению, очень быстро этот процесс начинает происходить внутри конструкции, так как защитный слой отсутствует.

Со временем и чугунные, и стальные радиаторы забиваются мусором, который присутствует в теплоносителе, и это приводит к неравномерному его распределению внутри корпуса. В результате часть батареи греет, а часть остается холодной.

Инструкция по химической чистке:

  • Промойте систему проточной водой (лучше горячей), как описано в первом способе.
  • Перекройте воду и слейте ее с радиаторов.
  • Снимите приборы.
  • В каждый радиатор залейте промывочное средство. Агрегат должен заполниться полностью, после чего его нужно закупорить с обеих сторон.
  • Подождите несколько часов пока средство растворит отложения. Лучше оставить на ночь.
  • Хорошо встряхните прибор несколько раз. Можно постучать киянкой. Но, не стучите по биметаллическим и алюминиевым радиаторам, они могут деформироваться.
  • Снова выполните промывку простой водой. Необходимо вымыть всю кислоту. В противном случае она приведет к появлению новой ржавчины.
  • Протрите соединения.
  • Смонтируйте батареи на место, используя фум-ленту для герметизации соединений.
  • Еще раз выполните промывку водой всей системы.

Если батареи загрязнены незначительно (актуально только для биметалла и алюминия), их можно чистить без демонтажа. Для этого спустите теплоноситель, прокачайте обычную воду, наполните систему и добавьте чистящее средство.

В течение 3-5 дней запускайте насос на 10-15 минут несколько раз в сутки. После этого нужно снова произвести промывку водой и наполнить систему новым теплоносителем.

Способы очистки

На данный момент существует несколько методов, с помощью которых можно очистить батареи из чугуна от загрязнений. Некоторые умельцы делают все работы в домашних условиях, а кто-то предпочитает обращаться за помощью к работникам теплосети.

Каждый вариант промывки имеет свои особенности.

Химический

При желании, очистить коммуникации можно и самостоятельно. Но это достаточно трудоемкая работа, сложность которой определяется, в первую очередь, весом отопительного оборудования.

В ходе работ при химическом способе очистки не нужно нарушать целостность системы — разбирать батареи на секции. Он больше всего подходит, когда коммуникации установлены в автономной системе отопления, то есть частном доме, коттедже или квартире.

Сама очистка чугунных радиаторов отопления производится с помощью химических элементов — реагентов, которые продаются во многих магазинах. При желании, могут быть использованы и подручные средства, например, кальцинированная или каустическая сода.

Промывать чугунные радиаторы допускается также композиционными растворами, щелочами, органическими и минеральными кислотами в небольших пропорциях. На каждой упаковке с химикатами есть четкая инструкция, которой нужно следовать в ходе очистки. Дело в том, что эти элементы, при помощи которых чистятся батареи — агрессивные вещества. Они оказывают воздействие не только на накипь и отложения, но и на сам материал, из которого сделан радиатор.

Для продления срока службы оборудования очистку достаточно проводить раз в 3-4 года.

Нередко при самостоятельной промывке пользователи допускают грубую ошибку — готовят слишком концентрированный раствор кислоты. Большая концентрация промывочного раствора с легкостью «съест» загрязнения, а вместе с ними и уплотнительные элементы прибора. Это может стать причиной течи батарей. Химические жидкости ни в коем случае не должны применяться для прочистки алюминиевых радиаторов, если только это не специально предназначенный препарат.

При недостатке навыков не рекомендуется проводить работы самостоятельно, иначе есть вероятность окончательно испортить оборудование. Лучше всего обратиться к специалистам, у которых есть все необходимое.

Если все же хочется выполнить чистку самостоятельно, то не рекомендуется пользоваться слишком сильнодействующими веществами.

Оптимальные варианты — соль этилендиаминтетрауксусной кислоты или более щадящий вариант в виде лимонной кислоты.

При помощи специального оборудования

На данный момент существует несколько видов специальной аппаратуры, используемой для прочистки батарей.

Для бытовых целей это следующая техника:

  • пневмопистолет «Тайфун»;
  • прибор для электрогидроимпульсного воздействия ЗЕВС-24;
  • аппарат Крот-Мини.

Тайфун

Пневмопистолет — это компактное и простое в использовании устройство. Благодаря точечному воздействию на засорения им можно прочищать водопроводные и канализационные трубы диаметром не больше 150 мм.

Суть чистки заключается в гидравлическом таране, который, двигаясь со скоростью 1,5 км/ч, удаляет со стенок оборудования затвердевшие отложения. Максимальное расстояние ударной волны достигает 60 метров. Применение пневмопистолета актуально, если обычная гидравлическая промывка не дает результатов.

Читать еще:  Как выгнать воздух из системы отопления

Цены на пневмопистолеты

ЗЕВС-24

Несмотря на небольшие размеры, это оборудование обладает достаточной мощностью, чтобы разрушить затвердевшие, крепко прилипшие к внутренним стенкам труб отложения. С его помощью можно очищать изделия диаметром от семи до 150 мм.

Рабочий принцип таков: аппаратом создается электрический разряд, в результате чего возникает ударная волна и мощные гидродинамические потоки. Установка ЗЕВС-24 позволяет очищать труднодоступные гнутые и спиралевидные трубы.

Крот-Мини

Этой установкой прочищаются коммуникации диаметром от 20 до 150 мм — внутридомовые канализационные сети и другие трубопроводы. Благодаря спирали, установленной в барабане, облегчается очистка труднодоступных мест.

Аппарат используется во многих отраслях человеческой деятельности: начиная от служб жилищно-коммунального хозяйства, гостиниц, автозаправок и заканчивая промышленными предприятиями.

Цены на устройство Крот-Мини

Промывка батарей отопления снаружи

Помимо внутренних загрязнений, на батареях отопления часто появляется грязь с наружной стороны. Это не так вредит их основной функции – обогреву помещения – как внутренние загрязнения, но значительно портит их внешний вид. Кроме того, на батареях отопления часто сушат вещи, поэтому в идеале радиаторы должны быть абсолютно чистыми, не иметь на своей поверхности загрязнений и пыли.

Обнаружить такого рода загрязнения весьма просто – они видны невооруженным глазом. Не стоит откладывать наружную очистку батарей на потом, потому что удалить легкие и свежие загрязнения намного проще и быстрее, чем застарелые.

Что понадобится для очистки батарей снаружи

Чтобы очистить наружную сторону радиаторов, понадобятся следующие вещи:

  • пылесос;
  • фен, желательно – с узкой насадкой, позволяющей выдавать целенаправленный узкий поток горячего воздуха;
  • мягкая щетка для удаления пыли или пипидастр;
  • поролоновые губки;
  • мягкие тряпки, не оставляющие на окрашенной поверхности царапин;
  • ершики для посуды;
  • моющее средство.

Методы очистки батарей снаружи

Помимо внутренней чистки, многих людей интересует вопрос, как промыть батареи отопления снаружи. Многие хозяйки, выполняя регулярную уборку, пренебрегают мытьем батарей, оставляя на них пыль и даже загрязнения, что сразу выдает небрежное отношение к порядку. Идеальная чистота складывается из подобных мелких деталей. Кроме того, батареи должны быть особенно чистыми, если в доме живут дети.

Очистить внешнюю часть радиаторов отопления можно с помощью нескольких способов: сухого и влажного, а также при помощи пара.

Сухой способ чистки

Сухой способ применяется, когда на радиаторах появился слой пыли, однако нет жирных или других загрязнений, очевидных пятен и разводов. Его рекомендуется проводить регулярно раз в 7-10 дней. Выполняется он довольно просто:

  1. Щеткой смахивается основной слой пыли.
  2. Пылесос с надетой на него узкой насадкой удаляет пыль с задних, труднодоступных поверхностей радиатора.
  3. Бытовой фен поможет сдуть пыль еще быстрее и эффективнее, особенно помогая с теми участками, которые недоступны для очистки щеткой или пылесосом.
  4. Радиатор протирается мягкой сухой тряпкой.

Чистка батарей паром

Близко к сухому способу по назначению, но выше по эффективности стоит очистка батарей паром. Он также помогает удалить пыль и легкие загрязнения. Самым лучшим вариантом в данном случае будет применение парогенератора. Направленный поток горячего пара поможет решить следующие проблемы:

  1. Очистка батарей от пыли. Пар удалит ее наслоения, после чего достаточно будет пройтись по батарее сухой мягкой тканью. Этот прибор способен удалить все загрязнения даже с самых труднодоступных участков.
  2. Растворение небольших старых загрязнений. Если на радиаторе есть небольшие пятна, то пар поможет растворить их без мытья водой и чистящим средством.
  3. Дезинфекция. Это особенно актуально, если батарея используется для сушки вещей.

Стоит заметить, что воздействие пара способно повредить краску на радиаторе, особенно если она наносилась в один-два слоя и давно не обновлялась. Способ следует применять с осторожностью и не направлять пар на один участок слишком долго.

Для очистки паром можно также применить отпариватель для одежды при отсутствии дома парогенератора. Однако он менее эффективен в данном случае, поскольку пар из него подается под гораздо более слабым давлением и менее целенаправленно.

Влажный способ чистки

Этот метод также можно назвать промывкой батарей снаружи. Он применяется, если на радиаторе остались жирные пятна, сильные загрязнения, разводы от влажных вещей.

  1. Застарелые жирные пятна следует предварительно размочить.
  2. Под батарею положить клеенку, чтобы жидкость от промывки не попадала на пол.
  3. На пятна нанести чистящее средство, разведенное в небольшом количестве горячей воды, затем участок протереть щеткой.
  4. Средство оставить на 15-20 минут, после чего еще раз протереть чистой щеткой, остатки смыть влажной губкой.

В качестве чистящего средства может применяться гель для мытья посуды или другая бытовая химия. Важно, чтобы она была не слишком агрессивной, иначе краска на радиаторе может слезть или потрескаться.

Всю батарею нужно помыть губкой или тряпкой с разведенным моющим средством, после чего – промыть еще раз, но уже с использованием чистой воды. Затем ее следует протереть сухой тряпкой или губкой, чтобы на поверхности не осталось разводов и пятен.

Влажный способ можно использовать и профилактически примерно раз в месяц. Если батарея используется для быстрого просушивания вещей, предметов одежды и многоразовых тканевых масок для лица, ее можно мыть и чаще. Регулярная очистка радиаторов позволит просушивать на них вещи без опасений того, что они испачкаются, а еще – придаст батареям отопления достойный вид.

Полезные видео по данной теме:

Читать еще:  Можно ли красить пластиковые трубы

Как промыть радиаторы

После демонтажа прочистка приборов отопления осуществляется промывкой всех секций проточной горячей водой под напором. В многоквартирном доме это можно проделать в чугунной ванне. Для сохранности эмалевого покрытия, прежде чем промыть чугунные батареи отопления, дно ванны необходимо застилать мягкой тканью.

Демонтаж чугунной батареи

С прибора нужно снять все заглушки и поставить в вертикальном положении в ванну. Для промывки батареи используется гибкий шланг душевой лейки. Чтобы предотвратить попадание крупных элементов загрязнения в канализационную трубу, сливное отверстие ванны предохраняется специальной сеткой.

Процесс промывки радиатора производится с регулярными переворачиваниями, при этом вода подается с гибкого шланга под давлением и направляется на все секции. Для удаления больших комочков загрязнения применяется арматура соответствующей длины. Если ванна не чугунная, промывку лучше проделать на улице.

Процесс промывки радиатора

Хороший результат достигается, если промыть радиаторы с использованием специальных добавок, содействующих растворению загрязнения, крепко прилипшего к внутренним стенкам батарей.

Необходимые приспособления

Союзниками в борьбе с грязью на отопительных элементах являются разные приспособления, которые обычно есть в доме.

Прочистить радиатор можно с помощью:

  • пылесоса;
  • фена для сушки волос;
  • пульверизатора;
  • парогенератора;
  • щетки для мытья;
  • ерша для чистки бутылок;
  • кисточки.

К данному способу можно прибегнуть не реже 1 раза в 2 года. Он поможет избавиться от жирных пятен. Но важно понимать, что перед влажной уборкой обязательно нужно сделать сухую уборку. Далее в зависимости от степени загрязнения будет ясно, к каким средствам необходимо прибегнуть, чтобы оперативно помыть радиатор.

Если на батарее стоит защитный экран, то его перед тем, как помыть радиатор, необходимо снять. Для того, чтобы очистить решетку, будет легче поместить ее в ванну и хорошенько протереть тряпочкой, предварительно смоченной в мыльном растворе. Не забудьте обсушить ее с помощью чистой ткани.

Если вы затеяли влажную уборку, следует заранее позаботиться об обоях, паркете, ламинате. Для этого рекомендуется застелить их клеенкой, пленкой или линолеумом.

Имейте в виду, что чугунный радиатор стоит чистить в перчатках, поскольку его поверхность неровная. Он может повредить руки.

При использовании химических чистящих веществ рекомендуется носить плотные резиновые перчатки. Это поможет защитить руки. А также необходимо защитить дыхательные пути. Для этого рекомендуется носить медицинскую маску или открыть настежь окна.

Перед использованием химических средств рекомендуется внимательно прочитать состав. Так как в них могут содержаться агрессивные действующие вещества, которые разрушают поверхность батареи.

Процесс очистки

Какое бы средство для прочистки чугунных радиаторов не было выбрано, процедура промывания выглядит одинаково. Как промыть чугунные батареи отопления в домашних условиях? Для работы простыми средствами нужно пройти несколько этапов:

  1. Сначала следует освободить радиатор от заглушек и вымыть из нее всю грязь обычной водой под напором. Хорошо, если есть водопровод или скважина с колонкой. Если нет, то можно воспользоваться емкостью большого объема и глубинным насосом. Неважно каким способом, но давление нужно создать.
  2. Далее необходимо заглушить радиатор с трех сторон, а через четвертое отверстие заполнить внутренние полости раствором любого средства на основе каустика. Установить футорку на место, выдержать какое-то время с постоянным потряхиванием радиатора. Каустическая сода избавит батарею от органической грязи.
  3. Освободить прибор от жидкости и, таким же образом, залить раствор лимонной кислоты. Этот состав лучше сделать горячим, так он будет быстрее и эффективнее воздействовать на осадок и растворять его. В таком состоянии радиатор нужно оставить на три-четыре часа. Но не в покое, его нужно периодически шевелить.
  4. Через указанное время раствор надо слить, легонько обстучать батарею со всех сторон. Размягченный под воздействием кислоты налет отсоединится от чугунной поверхности. Его можно будет вымыть обычной водой. Промывание нужно делать до того момента, пока из батареи не потечет чистая вода.

В особо сложных случаях, когда промывание радиатора в собранном состоянии не дает нужного результата, ее разбирают на отдельные секции. Прочистку выполняют поочередно каждой части отдельно. Только при обратной сборке рекомендуется не использовать старые межсекционные прокладки, надо заменить их на новые.

Мытье снаружи

Убрать загрязнения с радиатора можно двумя способами – сухим и влажным. Первый используют для регулярной чистки, чтобы удалить пыль, второй подойдет для борьбы с более серьезными загрязнениями, например жиром.

Сухая чистка

Без использования моющих средств избавиться от пыли можно с помощью:

  1. Пылесоса. Потребуется специальная узкая насадка, чтобы добраться до задних поверхностей.
  2. Фена. На стене за радиатором развешивают влажную ветошь, включают бытовой фен, сдувают пыль, направляя струю воздуха от себя. Влажная ткань будет удерживать грязь от распространения по всему помещению. После окончания чистки снимают ее и стирают.
  3. Пипидастра. Специальная щетка легко проникает в самые узкие щели, а объемная мягкая щетина смахивает пыль даже с неровных поверхностей.

Проводить подобную чистку рекомендуется регулярно. Это поможет предупредить образование застарелого налета грязи.

Влажная чистка

Для обработки внешних поверхностей радиатора подойдут:

  • губка;
  • ершик (им удобно чистить батарею-гармошку);
  • тряпка.

В качестве чистящего раствора применяют теплую воду с добавлением геля для посуды. Такой состав эффективно справляется с пылью, грязью и жиром, осевшим на кухонные батареи.

Застарелые жирные пятна можно предварительно размягчить:

  • поставить под батарею широкую емкость;
  • между стеной и радиатором положить пленку или клеенку, концы которой опускают в таз;
  • вскипятить воду в чайнике;
  • аккуратно полить запачканные участки;
  • потереть щеткой.

Можно воспользоваться специальной бытовой химией. Как правило, она выпускается в виде спрея, поэтому ее легко наносить. Остатки жидкости и смытую грязь вытирают чистой тряпкой. При наличии парогенератора уборка будет намного проще: горячий пар быстро удалит загрязнения даже без моющих средств. Чтобы не повредить отделку стен за батареей, накрывают этот участок пленкой, ее же расстилают на полу. Включают прибор, надевают узкую насадку и включают подачу пара.

Читать еще:  Нет циркуляции в системе отопления; в чём причины

Удаление краски

Если радиаторы старые, мытье иногда не помогает: помимо застарелых загрязнений покрытие может иметь трещины и сколы. Чтобы придать презентабельный вид отопительной системе, можно заново покрасить ее. Для этого предварительно нужно будет снять старую краску.

Как очистить батарею от потрескавшейся старой краски:

  1. С помощью специальной смывки. Ее наносят кисточкой или распыляют, после чего оставляют на указанное в инструкции время, а затем счищают размягчившуюся краску.
  2. Пескоструйной чисткой. Потребуется соответствующее оборудование, однако этот метод позволяет качественно очистить поверхности перед повторным окрашиванием.
  3. Строительным феном. Кроме самого фена понадобится щетка с металлической щетиной и ветошь. Включают прибор, нагревают батарею, чтобы краска стала мягкой, счищают щеткой. Достаточно трудоемкий метод.
  4. Обычной дрелью с насадкой в виде щетки. Ею обрабатывают все поверхности, пока не снимется последний слой краски. В процессе работы следует надеть респиратор и защитные очки, чтобы пыль не попала в дыхательные пути или глаза.

Когда краска снята, грунтуют батарею и покрывают эмалью для радиаторов. Обычную краску использовать нельзя – при нагреве она пожелтеет и потрескается.

Основные причины неисправностей чугунных радиаторов отопления

Чугун отличается высокой прочностью, срок службы нагревательных изделий — 25–30 лет, при оптимальных условиях — 50 лет и дольше.

Но у толстостенных чугунных батарей есть уязвимые места: чаще всего текут радиаторы между секциями, в местах соединений с трубами, иногда свищи и трещины появляются на самом чугуне.

Основные причины, по которым приходится выполнять ремонт:

  • Большой вес. В зависимости от типа и производителя, масса одной чугунной секции 4.5–7.1 кг, объем наполнения 1–4 литра, стандартный набор состоит из 4–10 элементов. При неквалифицированном монтаже и неправильном расчёте числа кронштейнов происходит перекос радиатора. В результате страдают стыковочные элементы, возникает усталость металла. В местах, где отсутствует теплоноситель, появляется коррозия, затем свищ.
  • Неустойчивость к гидроударам, высокому давлению. При резком устранении преграды жидкость приобретает огромную скорость и устремляется в область наименьшего давления. Мощь гидроудара в отопительном контуре превосходит силу от удара молотком. Внезапная смена давления или его высокие показатели угрожают разгерметизацией отопительной системы — чаще течи возникают на стыках соединения частей радиатора.
  • Грязь и мусор. Элементы отечественных чугунных батарей производятся методом литья. Технология такова, что поверхность остаётся шероховатой, что исключено в импортных аналогах.

За счёт зернистости, на стенках оседают частицы ржавчины и взвеси, которыми наполнен теплоноситель. Постепенно каналы забиваются, не выдерживают напора воды — батарея может лопнуть от давления или гидроудара. Для предупреждения ремонта, требуется регулярная промывка системы.

Фото 1. Засоренные ржавчиной и мусором элементы чугунной батареи, из-за этого радиатор не справляется с напором воды.

  • Износ межсекционных прокладок. Прочность разборных соединений всегда уступает монолитным конструкциям. Межсекционные прокладки и резьбовые ниппели батарей изнашиваются быстрее чугуна, больше подвержены действию температуры и давления. Чтобы избежать течей и экстренного ремонта — не забывайте о профилактике: после отопительного сезона проверяйте места соединений, и меняйте прокладки.

Инструменты и материалы для устранения дефектов своими руками

Мелкий ремонт чугунных радиаторов возможен без привлечения мастеров-сантехников, своими руками. В зависимости от способа восстановительных работ вам понадобятся:

  • металлический трос или наждачная бумага — для чистки места дефекта;
  • для ремонта стыков секций: хомут — крепёжное изделие, состоящее из двух прорезиненных изнутри пластин, соединённых болтами;
  • для устранения свищей: холодная сварка для радиаторов — пластичная масса, предназначенная для фиксации металлических деталей без термонагрева;
  • растворитель для обезжиривания: бензин, ацетон, уайт-спирит и другие;
  • один из герметиков: порошковый железный, полимерный, холодная сварка, эпоксидная смола;
  • бинт или полоски ткани;
  • гаечный ключ под размер крепежей хомута, пассатижи;
  • ветошь, клеёнка, ёмкость для сбора воды.

Внимание! При экстренном ремонте вместо хомута используется кусок тонкой резины, вырезанный из автомобильной камеры или эластичного резинового бинта и проволока для фиксации.

Для промывки чугунных батарей готовят разводной трубный ключ, растворы каустической соды 10%, лимонной кислоты (50–60 г на литр) или специальную жидкость для теплообменников.

Фото 2. Приготовление раствора для промывки чугунного радиатора, в него добавляются сода и лимонная кислота.

Ремонт и чистка при протечке батареи

Действия по устранению дефекта зависят от его локализации и серьёзности поломки. Во всех случаях ремонт начинается с подготовки рабочего места.

Внимание! Если течь значительная, вызывайте аварийную бригаду. Попытки стянуть хомутом трещину под давлением опасны для здоровья, поскольку могут привести к разрыву радиатора.

Последовательность работ при ремонте стыков секций:

Если для ремонта стыка чугунных радиаторов вместо хомута используется резина, намотайте её на область протечки и стяните проволокой при помощи пассатижей.

Справка! Хомут без предварительного нанесения герметика используется для быстрого устранения незначительной протечки. Прорезиненая основа обеспечивает герметичность соединений.

Если свищ образовался на чугунной поверхности, для ремонта на зачищенное и обезжиренное место нанесите холодную сварку методом вдавливания. Нестандартный вариант решения проблемы — вбейте в отверстие деревянную пробку или вкрутите саморез, сверху замажьте герметиком.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector