Assma.ru

Ремонт и стройка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пайка щеток стартера своими руками

Замена щеток стартера

Когда возникает проблема с щетками стартера, машина внезапно начинает плохо заводиться. Двигатель перестает издавать ровный спокойный рев. Вместо этого он подозрительно шумит в высокой тональности.

Проблема может крыться:

  • в неисправности щеток стартера;
  • в плохом креплении щеток на щеткодержатель.

Народ вот пришло время поменять щетки на стартере. Но вот как их туда присабачить? Контактную сварку я фиг найду.. Так вроде с помощью её щетки прикреплены. Дуговой опасно можно в корпусе обмотки сжеч.. Припоять не надежно если долго маслать и 2 акумма. Кто что может подсказать.. Поделитесь опытом.. Что можно порешать или все таки контактную искать.

никак. всё отвалится(если есть место пробуй маленкие болтики,но мера временная,чисто-доехать..). а так-щёточный узел вместе со щётками.

Сшей старый и новый поводки тонкой медной проволокой, ей же плотно обмотай сшитое место — будет жить.

На обмотку якоря через щетки подается ток возбуждения, он невелик. Больший ток идет на обмотку статора. Так что паяй!.

Последний раз редактировалось Брегодир; 19.04.2011 в 01:49 .

В месте пайки поводок жесткий получается — может не укладываться по месту.
Сшитый — малость гибче .

как сдесь что сшивать.. изоляция проводков боюсь не даст. кто нибудь слышал про сварку термитным карандошом? прокатит или нет?

Мда , проблема. И это может коснуться каждого. Если паять то только тугоплавким припоем типа Пос-40 и ниже. Все равно есть какой то старый шоферский метод.

«Если высота щеток меньше. 11мм. замените щетки и ОБМОТКУ СТАРТЕРА»(с), легион автодата.
Термистый карандаш. Как вариант: в Советское время восстанавливал соединение между банками неразборного аккумулятора(заводской брак), сваривая клеммы графитовым сердечником батарейки через маленькое вырезанное окошко. По принципу дуговой эл.сварки. Заточил, обмотал алюминиевой проволокой(что под рукой было), питание от другого аккумулятора 12в. В качестве припоя — нарезанные полоски свинца. Прекрасно варится-плавится. Может, и с медью так можно, не пробовал.

Проверка стартера с помощью аккумулятора

Прежде чем обращаться в автосервис, покупать новый агрегат или запчасти на него необходимо попробовать самостоятельно проверить его работоспособность. При должном подходе возможно самостоятельное выявление неполадок.

В первую очередь, при возникновении подозрений на сбои в работоспособности пускового устройства необходимо проверить контакты на клеммах АКБ и стартера, их прикрученность и наличие окисления, заряженность батареи, так как во многих случаях проблемой в запуске ДВС являются вышеперечисленные факторы.

Простым способом проверки на исправность электросети является замыкание отверткой клеммных болтов электродвигателя, перед этой процедурой необходимо поставить автомобиль на нейтральную скорость (или передвинуть рычаг селектора в режим паркинг или нейтраль).

Если стартер запустил двигатель, следует искать неисправность в электрической цепи. В противном случае следует снять агрегат, отсоединив все крепления от двигателя и сняв клеммы и другие провода.

Статья в тему: Руководство по замене воздушного фильтра

Как проверить Бендикс

После снятия электродвигателя необходимо осмотреть бендикс (шестерня в самом конце), при наличии повышенного износа зубьев, трещин в нем – его следует заменить.

Бендикс должен проворачиваться только в одну сторону, в противном случае его придется заменить. Подключив агрегат к АКБ исправность бендикса вряд ли получиться диагностировать, так как он может крутиться, но с недостаточной для запуска ДВС силой.

Как проверить Втягивающее реле

При повороте ключа зажигания должен раздаваться щелчок, свидетельствующий о втягивании якоря и зацеплении бендикса.

Перед проверкой исправности стартера необходимо жестко закрепить (или в тисках, предварительно его обмотав толстым слоем ткани, или при помощи сильного помощника, который будет удерживать агрегат), так как при его пуске может возникнуть очень сильный рывок.

Необходимо подключить плюс от батареи к плюсу на стартера, а минус с АКБ – к корпусу агрегата. Если узел исправен, то должен быть быстрый и резкий щелчок и выдвинется бендикс и начнет крутиться.

При отсутствии щелчка и движения обгонной муфты необходимо заменить втягивающее реле. При отключении питания от АКБ бендикс должен втянуться.

Как проверить Якорь и Щётки

Для проверки щеток и якоря потребуется мультиметр или 12-ти вольтовая лампочка. Проверка лампочкой заключается в подключении ее контактов к массе и щеткодержателю при подключенном стартере к АКБ. Загорание лампочки сообщает о высоком износе щеток.

При проверке мультиметром проводится идентичное подключение контактов, только результаты замера сопротивления должны стремиться к бесконечности, в ином случае идет замыкание на массу.

Проверить якорь можно только разобрав электродвигатель. Помимо проведения визуального осмотра на наличие окисления, следов замыкания, повышенного износа, для проверки якоря потребуются специальный прибор ППЯ (прибор проверки якорей) – для проверки межвиткового замыкания.

Сложность диагностики неисправностей якоря, равно как и его ремонт, потребует обращения к профильным специалистам, но чтобы избежать лишних расходов необходимо проверить все остальные части агрегата.

Замена щёток в стартере в домашних условиях. Прошу помощи.. . . .

#1

    • Сообщений 71

    */—> 71

    • Имя: Серега
    • Город: Киев — Печерский район.
    • Авто: OPEL ASCONA 16SH
    • Регистрация: 22.12.2010

    Блин,позавчера накрылся генератор,а сёдня утром стартер и там и там шёткам писец генератор поставил запасной,а вот стартер запасной подкачал пришлось собирать из двух один.на моём щётки накрылись,а на запасном втягивающее.с втягивающим разобрался,а кто-нибудь менял щётки в стартере в домашних условиях?особенно интересует замена щётки на обмотке стартера.

    Пайка точно выдержит?не стекёт?там же нагрузка большая.

    • Наверх

    #2

    • Сообщений 4 421

    */—> 4421

    • Имя: Димон
    • Город: Горловка
    • Авто: Омега Б X2.0XEV Караван
    • Регистрация: 08.05.2008
    • Наверх

    #3

    • Сообщений 1 318

    */—> 1318

  • Возраст: 48
    • Имя: Андрей
    • Город: Киев-Борисполь
    • Авто: Omega B 2.5td МКПП, Мессер S320 W140 (Кабан)FULL
    • Гос. номер: АА5842АЕ
    • Регистрация: 01.12.2010

    Пайка точно выдержит?не стекёт?там же нагрузка большая.

    Изменено: gusha, 23 Февраль 2011 — 16:41

    Мой Феникс

    • Наверх

    #4

    • Сообщений 71

    */—> 71

    • Имя: Серега
    • Город: Киев — Печерский район.
    • Авто: OPEL ASCONA 16SH
    • Регистрация: 22.12.2010

    мож мне взять такие щётки)))

    просверлить отверстия в щёточном узле под винт с гайкой? Мне кажется будет лучше чем пайка оловом, притом олово вносит своё сопротивление в цепь. ..

    • Наверх

    #5

    • Сообщений 57

    */—> 57

  • Возраст: 44
    • Имя: Олег
    • Город: Черниговская обл.
    • Авто: OOA DIAMONDC20NE 1990г ГБО МЕТАН
    • Регистрация: 11.03.2010
    • Наверх

    #6

    • Сообщений 4 383

    */—> 4383

  • Возраст: 39
    • Имя: Юрий
    • Город: днепропетровск
    • Авто: Электричка
    • Регистрация: 07.05.2007
    • Наверх

    #7

    • Сообщений 260

    */—> 260

    • Имя: игорь
    • Город: харьков
    • Авто: OMEGA A 1993г. C2.6NE АКПП
    • Регистрация: 16.11.2010

    Медь варится постоянным напряжением 12-14V с током около 40А графитовыми электродами.
    Если нет сварочного оборудования, то «в домашних условиях» нужны: заряженный аккум, ёмкостью 40А/ч, провода с контактными прищепками, графитовая щётка(НЕ меднографитовая) и маска или очень тёмные очки.
    Если нет опыта в сваривании меди , то желательно потренироваться на проводах соответствующего сечения.
    А надо всего-то отрезать старые щётки и к оставшимся проводам приварить другие.

    На FIAT UNO, например, «макаронники» — комиксы, в стартере к медной шине прицепили алюминиевую шину . Мы когда вскрыли умерший фиатовский стартер чуть со стульев не попадали. Ради прикола зачистили и состыковали полосы с помощью винтиков. Заработал сцуко.

    Изменено: okoshko, 24 Февраль 2011 — 23:17

    • Наверх

    #8

    • Сообщений 491

    */—> 491

    • Имя: Александр
    • Город: Кривой Рог
    • Авто: Опель Омега Б
    • Гос. номер: АЕ2228АЕ
    • Регистрация: 14.01.2007

    Блин,позавчера накрылся генератор,а сёдня утром стартер и там и там шёткам писец генератор поставил запасной,а вот стартер запасной подкачал пришлось собирать из двух один.на моём щётки накрылись,а на запасном втягивающее.с втягивающим разобрался,а кто-нибудь менял щётки в стартере в домашних условиях?особенно интересует замена щётки на обмотке стартера.

    Пайка точно выдержит?не стекёт?там же нагрузка большая.

    Читать еще:  Чем шкурить шпаклевку на стене

    Изменено: Александр58, 23 Февраль 2011 — 22:39

    • Наверх

    #9

    • Сообщений 1 318

    */—> 1318

  • Возраст: 48
    • Имя: Андрей
    • Город: Киев-Борисполь
    • Авто: Omega B 2.5td МКПП, Мессер S320 W140 (Кабан)FULL
    • Гос. номер: АА5842АЕ
    • Регистрация: 01.12.2010

    Изменено: gusha, 24 Февраль 2011 — 14:58

    Мой Феникс

    • Наверх

    #10

    • Сообщений 80

    */—> 80

  • Возраст: 35
    • Имя: Юра
    • Город: Киев
    • Авто: пешком хожу
    • Регистрация: 20.03.2008
    • Наверх

    #11

    • Сообщений 1 969

    */—> 1969

  • Возраст: 43
    • Имя: Sergey
    • Город: Киев
    • Авто: Camry 70 3.5
      Крутний момент-Нм:362
    • Регистрация: 16.04.2007

    Щетки нужно действительно специальной пайкой паять, народ подскажмите у кого можно «привариься»

    Щетки взял по 27 Грн, специально под мой стартер, на Екзисте медно Графитные!
    Щетки Карго №140815

    Прикрепленные файлы:

    • 26022011110.jpg1,36Мб 36 раз скачано

    Изменено: Sergey78, 26 Февраль 2011 — 11:26

    Все машины, в основном, в своем классе, в затратах одинаковы.

    Дизель, Бензин, Электрика, без разницы.

    • Наверх

    #12

    • Сообщений 260

    */—> 260

    • Имя: игорь
    • Город: харьков
    • Авто: OMEGA A 1993г. C2.6NE АКПП
    • Регистрация: 16.11.2010

    Щетки нужно действительно специальной пайкой паять, народ подскажмите у кого можно «привариься»

    Щетки взял по 27 Грн, специально под мой стартер, на Екзисте медно Графитные!

    Изменено: okoshko, 25 Февраль 2011 — 15:00

    Чтобы проводить ремонт стартера своими руками необходимо хотя бы на начальном уровне знать как он устроен и его принцип работы. В статье устройство стартера автомобиля вы сможете получить полную информацию про его устройству и принципу работы. А принцип действия его очень простой.

    По сути это обыкновенный электродвигатель, который работает короткий промежуток времени.

    Стартер не рассчитан на долгую работу, поэтому не стоит держать ключ зажигания во включённом положении более 10 – 20 сек.

    Отличает его от электродвигателя наличия втягивающего реле, и бендикса благодаря которым и происходит схватывание стартера с маховиком и передачи ему вращения.

    Если Вы хоть немного разбираетесь в вопросах ремонта и дома ремонтировали бытовую технику, то ремонт стартера своими руками обойдется Вам на много дешевле, чем в автосервисе.

    Проведение диагностики стартера и замена щеток

    Выполнить разборку стартера и замену щеток под силу даже не самому опытному автомеханику. В автомастерской обычно не ограничиваются обычной заменой щеток, по желанию клиента выполняется диагностика стартера.

    Диагностика стартера выполняется максимально быстро и четко.

    Автомастерская «Start-Motors» дает гарантию своей работы, мастера выполняют любой ремонт с полной ответственностью и внимательно относятся к поддержанию своей репутации.

    Вместе с заменой щеток проверяют якорь стартера, делается это из-за того, что при плохом контакте щеток с ламелями появляется нагар.
    1. Проверяется наличие проводимости между коллекторными ламелями якоря.
    2. Якорь проверяется на замыкание обмотки на корпус. Омметром проверяют наличие проводимости между ламелями коллектора и сердечником якоря.
    3. Появившийся от плохого контакта щеток с поверхностью коллектора нагар зачищается наждачной бумагой, обычно №400, иногда может потребоваться проточить коллектор на токарном станке.


    Рис. № 2. Коллектор с нагаром и «заусенцем», который приблизил выход щеток из строя

    4. После зачистки коллектора, якорь устанавливается на призмы и проверяется биение коллектора. (Разрешено допустимое радиальное биение коллектора – 0,05 мм. При большом биении коллектора нужно проточить его на токарном станке).
    5. После этого мастер проверит диаметр коллектора.
    6. В канавках между ламелями коллектора не должно быть загрязнений в виде графита от старых щеток.
    7. С помощью омметра или тестера нужно убедиться в целостности цепи между клеммой провода и проводом щетки. Иначе придется менять корпус стартера в сборе с обмоткой статора.
    8. Между статорной обмоткой и корпусом проводимости быть не должно. В противном случае меняется корпус стартера в сборе с обмоткой статора.
    9. Щеткодержатель устанавливается на якорь в определенное положение.
    10. С помощью отвертки отжимается щеточная пружина, щетка соединяется с щеткодержателем. Всего менять нужно 4 щетки.


    Рис. №3. Колодка со щеткодержателями

    Важно: Провод (+) щетки не должен касаться массы.

    Замена щеток стартера своими руками – как часто их менять и что для этого нужно?

    Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Довольно стандартная ситуация – машина перестала заводиться как раньше, с пол-оборота. Вместо привычного рева двигателя из-под капота слышны лишь жалобные повизгивания стартера.

    Хочешь, не хочешь нужно приступать к первоначальной диагностике состояния стартера. Для этого вначале пройдемся по электроцепи: замок зажигания – стартер. Естественно, начнем с состояния АКБ. Убедившись, что аккумулятор заряжен, вы принимаете решение снять стартер. А что дальше? Как определить, в чем проблема?

    Как узнать, что щетки стартера износились?

    Не спешите разбирать стартер. Снятый стартер проверьте, запустив отдельно от автомобиля. Нужно узнать, заработает ли двигатель. Поэтому, отсоедините провод от клеммы и подключите к «плюсу» напрямую. Если мотор заработал – скорее всего, ваш «пациент» — реле включения, если же двигатель молчит – обратите внимание на щетки.

    Определить износ или перекос щеток поможет простой опыт. Проверяя стартер отдельно от авто, обратите внимание на то, как работает двигатель стартера. Случается, что из одного положения он работает отлично, но стоит повернуть его набок – контакт пропадает.

    Это явление достаточно легко объяснить. Щетки стартера нормальной длины прижаты к коллектору таким образом, что щеткодержатель стартера отделяется от пружины небольшим зазором.

    Если щетки изношены, пружина вплотную упирается в щеткодержатель, однако контакт щетки с коллектором возможен под действием ее веса. Но стоит хоть немного изменить положение мотора – и все. Контакт тут же пропадает.

    Такое явление может наблюдаться и в том случае, если щетки нормальной длины перекосились в щеткодержателе и зависли.

    Как поменять щетки на стартере своими руками?

    Замена щеток стартера под силу даже начинающему автомеханику. Выполнив ряд простых последовательных действий, вы справитесь с поставленной задачей.

    Итак, приступим к разборке стартера:

    • от клеммы пускателя отсоедините кабель; снимите винты, соединяющие крышки вала и коллектора;
    • снимите крышку и уплотнительное кольцо, кольцевой зажим, прокладку и второе уплотнительное кольцо;
    • удалите болты, соединяющие крышку коллектора и корпус, снимите крышку;
    • извлеките сборку щеткодержателя. После этого щетки вытолкнутся пружинами, но будут удерживаться проводами.

    После того, как стартер будет разобран, приступите к осмотру и замене щеток. Не забывайте при разборке стартера аккуратно раскладывать детали для того, чтобы не нарушать последовательность обратной сборки. Ну, и чтобы у вас не оказалось «лишних» деталей.

    Замена щеток и сборка стартера:

    • осмотрите и при надобности замените щетки или всю сборку щеткодержателей. Перед сборкой стартера проведите его ТО – зачистите все элементы;
    • пластины щеток установите на коллекторе, произведите их центровку, затем наденьте пружины и щеткодержатели;
    • установите сборку щеткодержателей на якорь коллектора, вставьте уплотнительную втулку в вырез в корпусе;
    • установите крышку коллектора на якорь, наденьте уплотнительное кольцо и прокладки; установите крышку коллектора, вставьте болты;
    • установите прокладки, кольцевой зажим, уплотнительное кольцо; на крышку коллектора наденьте крышку вала, затяните болты;
    • присоедините питающий кабель к электромагнитному пускателю и затяните гайку.

    Вот, собственно, и все. Стартер готов к установке на место.

    Замена щеток стартера на иномарке

    Как поменять щетки на стартере заграничного авто? Ведь купить щетки для иностранного стартера не всегда удается или ждать доставку нужно несколько недель, да и в разборке он несколько сложнее своих отечественных «братьев». Есть предложение переделать обычные медно-графитовые щетки, путем обработки их напильником.

    Однако устанавливая самодельную щетку, нужно внимательно следить, чтобы не произошло замыкание плюсовых проводов «на массу». То, что щетку стартера нужно укоротить, вы поймете по характерному треску.

    И напоследок, необходимо помнить о минимально допустимой длине щеток. Как известно, она не оговаривается изготовителями, и состояние щеток рекомендуется определять на глаз.

    Однако, опытные автомеханики утверждают, что нормальная работа стартера возможна при минимальной длине щеток 8мм.

    Читать еще:  Какая кровля лучше - советы и сравнение видов материалов

    Демонтаж устройства

    Эта операция может стать одной из самых трудоемких. Однако без нее нельзя точно локализовать неисправность и уж тем более произвести ремонт стартера своими руками. Необходимо заранее запастись терпением и инструментом. Крайне желательно наличие в гараже смотровой ямы.

    • Перед тем как снять стартер обязательно отключают провода от аккумулятора. Это делается всегда, независимо от марки автомобиля и схемы его электрооборудования.
    • После того как напряжение будет снято, можно откручивать гайки на клеммах втягивающего реле стартера и на его корпусе. Проще всего это сделать с помощью шарнирного удлинителя для головки на 13.
    • Теперь следует отключить провода и отвести их в сторону.
    • Далее снимается кожух защиты двигателя.
    • Теперь открутив верхнюю и нижнюю гайку крепления к блоку можно извлечь электродвигатель.

    Снятие стартера закончено, можно приступать к его ремонту.

    Замена щеток стартера своими руками

    Выполняя ряд последовательных действий, произвести замену щеток сможет и начинающий мастер.

    Операцию по замене щеток можно условно разделить на два этапа.

    1. Разборка стартера, операции:
    • отсоединяется кабель от клеммы пускателя, далее снимаются винты, которые соединяют крышку коллектора и крышку вала;
    • снимается крышка и уплотнительное кольцо, далее кольцевой зажим, прокладка и второе уплотнительное кольцо;
    • отвинчиваются болты, которые соединяют между собой корпус и крышку коллектора, далее снимается крышка;
    • аккуратно вынимается щеткодержатель. Щетки должны вытолкнуться пружинами, удерживаясь на проводах.

    После разборки, щетки стартера проверяются на износ, и, если необходимо, проводится их замена. Главное не забывать в правильной последовательности разложить разобранные детали, чтобы не запутаться при дальнейшей сборке после ремонта.

    1. Работы по замене щеток и сборке стартера после ремонта:
    • после осмотра щеток, если необходимо, производится замена их на новые, либо меняется вся сборка щеткодержателей. Желательно также в целом осмотреть весь стартер на возможное наличие других неисправностей. Если обнаружатся – отремонтировать.
    • далее пластины щеток устанавливаются на коллектор, центрируются, надеваются пружины и щеткодержатели;
    • щеткодержатели устанавливаются на якорь коллектора, вставляется уплотнительная втулка в вырез в корпусе;
    • крышка коллектора устанавливается на якорь, надеваются уплотнительное кольцо и прокладки; устанавливается крышка коллектора, и вставляются болты;
    • далее устанавливаются прокладки, кольцевой зажим и уплотнительное кольцо; крышка вала надевается на крышку коллектора, и затягиваются болты;
    • питающий кабель нужно подсоединить к электромагнитному пускателю, и затянуть гайку. Стартер собран, теперь его можно устанавливать на автомобиль.

    Замена щеток стартера ВАЗ

    Процесс замены щеток не займет более 20 минут. Все, что вам нужно сделать, это открутить контактные провода каждого из элементов на щеткодержателе, и подсоединить аналогичным образом новые.

    Далее каждая щетка стартера 2110 или 2109 помещается в свое посадочное место поверх прижимной пружины. Когда и это будет сделано, щеточный узел необходимо посадить на коллектор. Для этого щетки поочередно утапливаются внутрь ячейки, а якорь прокручивается в одну сторону. После этого производим сборку стартера по обратному алгоритму. Перед установкой пускового устройства проверяем его вышеописанным способом. Если стартер заработал, значит, вы все сделали правильно.

    Стартеры: как они устроены и как их ремонтировать

    Стартер – самая «женская» деталь автомобиля! Ведь считается, что именно электрический запуск двигателя позволил прекрасному полу всерьез сесть за руль, ибо до его изобретения машину заводили ручной рукояткой, что было под силу не каждому мужику… При этом как механизм стартер не по-женски надежен и предсказуем, благодаря неженской же грубости и простоте конструкции, а поэтому редко доставляет проблемы владельцу новой машины в течение 3-5 лет её службы. Хотя немолодой стартер, конечно же, имеет право покапризничать, поскольку жизнь его нелегка! Узнаем, как он устроен, а после теоретической подготовки исследуем и отремонтируем захандривший «пускач».

    История появления стартера

    И значально автомобиль был рожден без стартера — двигатели запускались заводной рукояткой, и это считалось нормой. Собственно, у машин зари автомобилизации хватало других, более насущных проблем, на фоне которых вращение ручки перед поездкой было не самой существенной. Однако тяжелый и небезопасный запуск мотора вручную был все же очевидным узким местом первых самобеглых повозок, и в 1911 году американский инженер-механик Чарльз Кеттеринг предложил конструкцию электрического стартера. А уже в 1912 году был выпущен первый автомобиль, заводящийся изобретением Кеттеринга – Cadillac Model 30.

    Впрочем, несмотря на это, технической революции не произошло – что можно проследить хотя бы по знаменитому Ford T, который, выпускаясь миллионными тиражами, заводился ручкой вплоть до 1919 года… Собственно, причина заключалась в немалой степени в том, что Чарльз Кеттеринг, коронованный как изобретатель стартера, предложил компании Cadillac совсем не ту конструкцию, что применяется повсеместно в наши дни!

    На фото: Чарльз Кеттеринг

    Его конструкция была сложна и ненадежна, поскольку стартер после запуска мотора не отсоединялся от коленвала, а переключался в режим генератора, и ведущие американские автоконцерны той эпохи отнеслись к идее прохладно. Причина же поддержки изобретения Кеттеринга Кадиллаком крылась в личности основателя фирмы Генри Лиланда, чей близкий друг в 1910 году был серьезно травмирован обратным рывком заводной рукоятки при слишком раннем зажигании и в результате скончался.

    Лиланд поклялся, что альтернатива ручному запуску будет найдена, и с распростертыми объятиями встретил Кеттеринга, чей стартер в рекламном проспекте «Model 30» пафосно назвал «World Wonder» – «мировым чудом»!

    Техническая же мини-революция в автопроме благодаря стартеру все же случилась – но четырьмя годами позже, в 1916-ом. А именно, когда еще один американский инженер Винсент Гуго Бендикс предложил разделить генератор и стартер на два отдельных узла, и подключать последний к двигателю лишь кратковременно – с помощью обгонной муфты, известной и по сей день как «бендикс».

    Конструкция стартера

    Все автомобильные стартеры очень похожи друг на друга. Разобрался в устройстве любого – считай, разберешься во всех. Хоть Матиза, хоть Камаза…

    Основа любого стартера – простейший электромотор. Подача тока на ротор (он же – «якорь») осуществляется мощными медно-графитовыми щетками, а магнитная сила статора обеспечивается либо электромагнитами, либо постоянными магнитами. Электрические схемы большинства современных стартеров не имеют принципиальных отличий – все стартеры к электросистеме автомобиля подсоединяются в трех точках – силовой плюс от аккумулятора, масса через корпус, и управляющий плюс от замка зажигания. Различается, по сути, только мощность, выраженная в габаритах.

    На цилиндрическом корпусе стартера выделяется «бочонок» меньшего размера – это так называемое «втягивающее реле». Оно выполняет две функции – собственно, подает питание на стартер, имея мощнейшие контакты, выдерживающие токи в сотни ампер, а также осуществляет сцепление вала стартера с валом двигателя через рычаг-«коромысло» и обгонную муфту- «бендикс».

    Муфта эта работает по принципу классической велосипедной втулки – то есть стартер может крутить мотор, а вот уже запустившийся мотор не будет «тащить за собой» стартер, раскручиваясь на губительных для него высоких оборотах.

    Наглядная 3D-анимация конструкции стартера

    Более заметные отличия одной модели стартера от другой заключаются в конструкции передней опоры ротора. Классическое устройство – это когда ось ротора установлена в стартере на двух подшипниках – опорных втулках из бронзо-графитного сплава. Втулки эти находятся, соответственно, в передней и задней крышках стартера.

    В принципе, эта «двухопорная» конструкция – наиболее надежная и правильная. Но нередко встречаются «одноопорные» стартеры (на гаражном жаргоне их частенько не слишком корректно именуют БЕЗопорными), в которых задняя опора вала ротора находится, как и положено, в задней же крышке стартера, а вот передняя крышка отсутствует вовсе.

    В этом случае передней опорой становится картер сцепления двигателя или картер КПП, куда запрессована опорная втулка. Стартер устанавливается на свое место в машине – и вал опирается на две втулки, как и дóлжно. Как правило, такое решение применяют с целью уменьшения габаритов узлов, и в принципе, пока все исправно, оно ничуть не хуже классического. Но если передняя опорная втулка в картере КПП разбивается, её замену произвести уже гораздо сложнее – делается это на машине и порой в весьма неудобных условиях. Тогда как в двухопорном стартере втулки меняются на верстаке, где все на виду и легкодоступно.

    Читать еще:  Замазка для окон: какую выбрать

    Еще один принципиальный конструктивный момент, отличающий модели стартеров друг от друга – редуктор. Вернее, его отсутствие или наличие, а в случае наличия – тип. Дело в том, что передача крутящего момента с ротора стартера на маховик мотора может осуществляться напрямую или через редуктор, встроенный в стартер.

    Вариант «напрямую» – это когда шестерня «бендикса», вращающая венец маховика двигателя, находится прямо на оси ротора стартера. Такая конструкция достаточно архаична, характерна избыточными габаритами и весом, а также огромным потребляемым током, но еще встречается. Гораздо эффективнее, легче и компактнее редукторные стартеры. В них момент передается на венец маховика либо через одну промежуточную шестерню, либо через планетарную передачу с еще большим замедлением.

    «Планетарные» стартеры встречаются сегодня наиболее часто. С ними для запуска двигателя достаточно аккумулятора, чуть ли не в два раза меньшей емкости и пускового тока, нежели требовалось для того же мотора при стартере, работающем напрямую.

    Пример ремонта стартера

    От теории перейдем к реальному агрегату, требующему ремонта. В нашем случае симптомы неисправности были такими – стартер стал вращать мотор очень вяло, вне зависимости от степени заряженности батареи. При этом, будучи демонтированным с двигателя и подключенным пусковыми проводами к батарее, вращался бодро. Отлаженный мотор худо-бедно умудрялся запускаться даже при столь вялом вращении, но в какой-то момент стартер встал окончательно и испустил дымок.

    После снятия задней крышки из корпуса стартера высыпалось с пару столовых ложек черной пыли. Стало быть, первый диагноз – щетки. Извлекаем щеточный узел, снимаем корпус с магнитами (который автоэлектрики между собой называют «колбой»), и вынимаем ротор.

    После продувки всех деталей сжатым воздухом и промывки в бензине стало видно, что щетки изношены практически полностью, а их останки почти закорочены графитовым порошком. Сила пружин, прижимающих остатки щеток, ослабла, сопротивление контакта возросло, произошел разогрев щеткодержателей и пружин до посинения, оплавления, смыкания витков и зависания щеток.

    Берем в руки щеточный узел, как образец, и отправляемся в ближайшую контору по ремонту стартеров и генераторов, где просим подобрать аналогичную деталь. Обходится нам щеточный узел в сборе в 400 рублей, что при стоимости нового стартера от 4 до 5 тысяч совсем недорого!

    Очищаем ротор и оцениваем состояние коллектора – контактного кольца, по которому работают щетки. Износ заметен невооруженным глазом (на фото показан стрелками), но коллектор способен еще поработать после замены щеток. Обходимся без проточки, зачищая его мелкой наждачной бумагой – этого достаточно.

    Вообще же, износ коллектора ротора – серьезная проблема. В принципе, при нормальных условиях коллектор любого стартера способен сменить пару комплектов щеток, но если его контактные ламели сильно истончились – ротор идет в утиль. Деталь эта дорогая, приобрести её отдельно непросто, да и менять рационально разве что на халяву – если подвернется аналогичный стартер с живым ротором из старых запасов автохлама у себя или у друзей… Ибо при напрочь убитом коллекторе на стартере обычно уже живого места нет.

    Осматриваем обгонную муфту, иначе – «бендикс» (название, кстати, пошло от фирмы-производителя Bendix). Вращаем его шестерню вручную. В одну сторону крутится, в другую – нет. Двигаем вперед-назад по оси вала – ходит легко, без заеданий. В нашем случае с «бендиксом» все окей, так и должно быть.

    Между тем выход из строя обгонной муфты – тоже серьезная неисправность, поскольку купить нужную модификацию легко только для стартеров распространенных моделей – с поиском «бендикса» могут возникнуть проблемы… Главная же типичная причина неисправности муфты – это износ пружин и роликов внутри неё, из-за чего она проскальзывает, не блокируясь при вращении в рабочем направлении. В итоге стартер жужжит и вертится, а коленвал стоит. Эта неисправность диагностируется легко – «бендикс» проворачивается вручную в обе стороны, тогда как должен вращаться лишь в одном направлении. По-хорошему, обгонная муфта в таком случае подлежит замене, поскольку имеет неразборную конструкцию. Хотя некоторые энтузиасты развальцовывают её корпус, растягивают «стоптавшиеся» пружинки, нарезают новые ролики из каленых прутков, но результат этой возни чаще всего недолговечен.

    Поскольку ротор извлечен, попутно оцениваем состояние планетарного редуктора. Вынимаем шестерни, промываем бензином, осматриваем. Все в порядке, претензий к редуктору нет. Наносим на шестерни и их подшипники легкий слой смазки ШРУС.

    Отметим, что редуктор – достаточно надежный узел стартера. Бывает, что срезаются оси шестерней-саттелитов или лопается внешнее зубчатое кольцо – но происходит это редко и чаще всего из-за изначальных дефектов металла или его обработки, а не из-за нагрузок при повседневной работе. К примеру, в планетарных редукторах стартеров внешнее зубчатое кольцо, называемое «короной», часто бывает сделано из пластика и вполне долговечно (в нашем случае, как видно на фото ниже, «корона» металлическая).

    В качестве же смазки редуктора в идеале требуются специальные составы для планетарных передач или особые консистентные низкотемпературные составы, но они недешевы и редки – их нерационально покупать для разовой работы, где из всей дорогущей тубы вам понадобится один грамм. Поэтому вполне допустимо применить распространенную смазку для ШРУСов или хорошую импортную смазку для подшипников ступиц. Главное, наносить её в очень небольшом количестве – набивать редуктор не нужно! Обилие сильно густеющего на морозе литола, продавливаясь между зубами шестерен, вызывает избыточный скачок тока и даже грозит разорвать пластиковую «корону»…

    Теперь предстоит работа похитрее. Неразумно будет не оценить состояние контактов втягивающего реле, раз стартер снят и распотрошен. Но если для разборки стартера нам потребовались лишь ключи на 8, на 10, и крестовая отвертка, то открыть тяговое реле удастся лишь 100-ваттным паяльником. Из реле выходят провода, проходят насквозь через контактные пистоны в крышке, и пропаиваются снаружи. Поэтому после отворачивания двух крестовых винтиков крышки, поднять её удастся, только разогрев поочередно припой на двух контактах, показанных на фото стрелками. На самом деле это несложная процедура, и её можно проделывать при необходимости многократно.

    Нам повезло – контакты в порядке. Слегка освежаем их, пошуровав комочком наждачной бумаги, зажатым в «утконосах». После этого поочередно разогреваем паяльником проходные пистоны на крышке, и резко хлопаем крышкой по столу – по инерции из пистонов вылетают остатки расплавленного припоя, отверстия освобождаются, и теперь крышку можно снова надеть на торчащие провода и запаять обратно.

    Кстати, серьезной ошибкой автовладельцев, проводящих ремонт и профилактику стартера своими руками, является смазка сердечника втягивающего реле. В этом узле смазка не нужна совсем – максимум, можно слегка мазануть сердечник и его гнездо моторным маслом и протереть почти насухо – чисто ради уменьшения вероятности коррозии. А любые консистентные смазки в этом узле противопоказаны – на морозе даже самые лучшие и холодостойкие из них способны заклинить сердечник. В зазоре втягивающего реле должно быть чисто и сухо!

    Собираем стартер в обратном порядке, не забыв смазать (тоже без фанатизма!) заднюю втулку ротора. Можно устанавливать агрегат на машину? Можно, но сперва проделаем еще одну штуку!

    Дело в том, что в новоприобретенном щеточном узле щетки – ровные параллелепипеды. А коллектор – цилиндрический, да еще и приобретший от износа форму не совсем правильного цилиндра. И, по-хорошему, рабочие грани щеток должны иметь полукруглые выборки для увеличения площади контакта, плюс должны притереться к реальному профилю коллектора.

    Поэтому чтобы первые включения стартера на двигателе не породили избыточный разогрев коллектора и щеток из-за прохождения большого тока через уменьшенное пятно контакта, мы проведем легкую притирку. Возьмем провода для «прикуривания», и с их помощью подключим стартер, лежащий на столе, к аккумулятору, и покрутим минутку-другую вхолостую с перерывами.

    Вот теперь – все. Ставим стартер на двигатель и наслаждаемся быстрым и уверенным запуском.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector