Горелка на отработке своими руками конструкция
Самостоятельное изготовление горелки на отработанном масле
Здесь вы узнаете:
- Что представляет собой горелка Бабингтона
- Переделка оборудования
- Сборка своими руками
- Подготовка форсунки
- Сборка основной части горелки
- Завершающий этап
- Запуск системы
Отработанное машинное масло является отличным топливом, нужно лишь создать оптимальные условия для его сгорания.
Лучше всего оно горит в подогретом или распыленном состоянии, что реализуется в некоторых горелках, в том числе и самодельных. Горелка на отработанном масле, сделанная своими руками на основе представленных в данном обзоре чертежей, порадует вас мощным факелом пламени и большим количеством тепла.
Давайте посмотрим, как соорудить такую горелку и что выбрать за прототип.
Условия горения
Чтобы самодельная горелка на отработке работала, нужно обеспечить соблюдение нескольких требований. В частности, масло лучше всего будет сгорать в разогретом и распыленном состоянии. Выполнить эти условия несложно, в статье приведено несколько вариантов горелок, у которых мощный факел огня, а главное – выделяется большое количество тепловой энергии.
Нужно отметить, что допускается выполнять хотя бы одно условие – обеспечить нагрев или распыление. Правда, эффективность при этом окажется несколько меньшей.
Правила эксплуатации
Для того, чтобы горелка была безопасной в эксплуатации, необходимо, чтобы все части связанные с подачей воздуха и отработанного масла были герметичны. К тому же, необходимо обезопасить хранилище отработки от случайного попадания на нее огня. Для этого необходимо сделать металлический экран. Его можно так же сделать и из других негорючих материалов.
Для безопасности также важно, чтобы факел горел строго прямо (это зависит от точности расположения по центру просверленного малого отверстия). Не менее важным является и правильная регулировка подачи масла в горелку. Ее можно осуществлять за счет продольного смещения трубки со сферой (полусферой) внутри тройника.
Горелка Бабингтона своими руками
Еще один вид факельных горелок, доступных для изготовления в домашних условиях – сферическая горелка Бабингтона.
В ее устройство входят:
- тройник диаметром два дюйма;
- металлическая трубка для подачи топлива;
- сгон по размеру резьбы используемого тройника;
- полый стальной шар;
- воздушный компрессор;
- металлические уголки;
- толстая проволока.
Горелка Бабингтона своими руками
Схема конструкции
Тройник – это основа прибора.
- В него по резьбе вворачивается сгон с просверленным сбоку отверстием 15 – 20 мм (для розжига) – получаем горелку с соплом.
- Сверху буквы «Т», образуемой тройником, сверлится отверстие для подключения трубки, подающей жидкое топливо. Она навивается в виде спирали вокруг нагреваемого пламенем сопла. Это нужно для достижения необходимой температуры и вязкости масла.
- А под выходом питающей трубки, внутри тройника, закрепляется шар или полусфера, с калиброванным отверстием 0,27 мм ± 0,02 мм, сориентированным строго по центру сопла. Можно для упрощения задачи использовать жиклёр указанного размера.
- Воздух подается от компрессора патрубком, подсоединенным с обратной стороны шара.
- Через нижнее ответвление тройника сливаются излишки масла.
- Масляная питающая емкость закрепляется подальше от горелки (и выше нее) для обеспечения необходимого давления.
- Весь аппарат устанавливается на ножки, которые можно сделать из толстой проволоки. Он должен быть очень устойчивым!
Прибор работает так. На сферическую поверхность подается самотеком или с помощью насоса, масло. Изнутри шара, обтекаемого маслом, выходит под давлением воздух, накачиваемый компрессором.
Он распыляет масло и образует факел, направляемый в сопло. Эта конструкция монтируется внутри тройника. Лишнее масло и примеси собираются в отстойник, расположенный ниже. Чтобы избежать возгорания его нужно расположить как можно дальше от факела.
Насосный агрегат служит для подачи очищенного топлива из расходного бака в бачок предварительного подогревателя топлива, расположенный на горелке. Насосный агрегат подключается к разъему горелки и действует автоматически.
Преимуществом насосного агрегата NORTEC является использование в качестве топливного фильтра стандартного заменяемого автомобильного масляного фильтрующего элемента. Как известно, автомобильный масляный фильтр обеспечивает очень высокую чистоту масла, поступающего в трущиеся пары двигателя, при пробегах до 15 000 км.
Таким образом, в горелки NORTEC поступает хорошо очищенное масло, что обеспечивает длительный межсервисный интервал горелок.
После того, как ресурс фильтрующего элемента исчерпан, он просто заменяется на новый, что очень удобно при эксплуатации голрелки.
Насосный агрегат NORTEC WBP с фланцем под установку масляного фильтра тонкой очистки
Насосный агрегат с фильтром тонкой очистки входит в комплект поставки горелок NORTEC WB.
Закажите горелку NORTEC сейчас
и получите 20% скидку!
NORTEC Group поставляет оборудование, осуществляет проектирование и монтаж
«под ключ» систем воздушного отопления промышленных
зданий, промышленного кондиционирования, вентиляции и отопления на отработанном масле.
Как сделать горелку самостоятельно
Чтобы понимать, как сделать горелочное устройство Бабингтона, нужно изучить его конструкцию по чертежам. Таковых на просторах интернета можно отыскать немало, но для изготовления лучше перенять опыт специалистов и взять в работу проверенный прототип. Ниже представлен чертеж горелки, сделанной и испытанной одним из опытных участников одного из специализированных форумов:
Теперь несколько слов о том, из чего можно смастерить агрегат по этому чертежу. Автор в качестве корпуса использовал обычный стальной тройник с резьбами для присоединения труб диаметром 2 дюйма (ДУ50). Вместо тройника сгодится и крестовина такого же размера. Остальные элементы – в соответствии с перечнем:

Полусфера или полый шар для горелки Бабингтона. Вариантов несколько – начиная от дверной ручки из латуни и заканчивая различными сферическими гайками.
Также понадобится небольшой насос для перекачки отработанного масла. С этой задачей неплохо справляются агрегаты от автомобиля ВАЗ или мотоцикла, нужно только обеспечить их вращение от электродвигателя. Компрессор подойдет любой маломощный, в том числе от холодильника, поскольку давление в воздушном тракте должно быть небольшим (номинальное — около 2 Бар, максимум – 4 Бар).
Совет. Для дозирования или перекрывания топливной магистрали на ней стоит установить специальный вентиль.
Важная операция – просверлить в импровизированной форсунке калиброванное отверстие очень малого диаметра. Но сначала необходимо подобрать сверло требуемого размера, ведь от величины отверстия будет зависеть мощность будущей самодельной горелки Бабингтона. О расчете мощности будет сказано в следующем разделе, а о том, как самому сделать маленькое отверстие, подробно показано на видео:
Подбор мощности
Фокус в том, что самостоятельно произвести такой расчет по формулам довольно затруднительно. Есть данные, полученные на практике, и они гласят, что разные мастера-умельцы делают одно или несколько отверстий диаметром от 0.1 до 0.3 мм. Есть и более точная информация: если изготовить горелку с 1 отверстием размером 0.25 мм, то получится добиться мощности котла до 15 кВт (в зависимости от вида топлива).
Совет. Не стоит сверлить отверстие слишком большого размера (более 0.3 мм), это приведет к ухудшению распыления и сгорания отработки. Кроме того, устройство будет сложнее разжечь, да и расход жидкого топлива неоправданно увеличится.
Опираясь на эти данные, можно подобрать тепловую мощность агрегата количеством отверстий. Чтобы выйти на 30—35 кВт, придется просверлить не 1 отверстие на 0.25 мм, а два. Причем расстояние между ними нужно выдержать не менее 8 мм, чтобы факелы топливовоздушной смеси не гасили друг друга. По опыту, при работе горелки Бабингтона на отработке через одно отверстие 0.25 мм приблизительный расход масла в максимальном режиме составит до 2 л в час.
Рекомендации по изготовлению
Когда отверстие готово, к шару надо прикрепить трубку подачи воздуха и установить его внутрь тройника. Для герметичного вывода трубки из корпуса придется изготовить резьбовую заглушку. В ней просверливается отверстие, куда и вставляется трубка. Сверху в тройник методом пайки врезается штуцер, а к нему присоединяется медная магистраль топливоподачи. Для подогрева отработанного масла перед сжиганием используем такие способы:
- В бак, откуда происходит подача отработки на полусферу, встраивается электрический ТЭН с терморегулятором.
- Трубка, ведущая из бака, делает несколько витков вокруг разогретого сопла, за счет чего проходящее по ней топливо разогревается.
К тройнику сначала прикручивается сопло, а потом на него надевается предварительно согнутая в спираль медная трубка. А уж потом она подключается к штуцеру. Кстати говоря, в сопле следует проделать 2 отверстия диаметром не менее 8 мм для поступления вторичного воздуха. Подробное описание, как изготовить горелку Бабингтона самому, дано в представленном ниже видео:
Нижний выход из тройника предназначается для стекания отработанного масла в бак-отстойник. Его можно расположить прямо под горелкой, но это не эстетично и небезопасно, — пламя слишком близко. Лучше отнести бак в сторону, а для отвода отработки придумать штуцер с резьбовой пробкой и трубкой. Тот, кто силен в области электроники, может приладить к горелке комплект автоматики розжига и безопасности с контроллером.
Электрический розжиг может обеспечиваться одной или двумя автомобильными свечами зажигания, вкрученными в начале сопла. Это даст возможность останавливать и запускать котел в автоматическом режиме, перекрывая и возобновляя подачу отработанного масла и воздуха в горелку. Контроллер может получать сигналы от датчика пламени, температуры воды в котле и уровня топлива в баке и на их основании отключать насос и закрывать клапан топливной магистрали.
Принцип работы заводской горелки на отработке
Горелка на масле устанавливается в топку котла – пламя должно нагревать теплообменник. В самом начале, когда вы включаете горелку (первое включение), топливный насос через топливозаборник и систему фильтров втягивает отработку из расположенной на некотором удалении емкости в специальный бак. Там установлены электрические ТЭНы, которые нагревают топливо до температуры 50-60 градусов.
В баке для отработки стоят ТЭНы.
После этого компрессор подает давление воздуха. Воздушный поток выдавливает топливо через специальное сопло, распыляя его факелом. При этом смесь дополнительно обогащается кислородом посредством специального вентилятора, установленного в корпусе горелки. За соплом стоит пьеза, она работает беспрерывно. То есть между контактами всегда есть разряд, как маленькая молния, ее видно визуально. Теплое масло, обогащённое кислородом, воспламеняется. В качестве топлива нельзя использовать:
- бензин, растворитель или солярку в чистом виде (нужно смешивать с маслом);
- синтетическое моторное и трансмиссионное масло;
- новое моторное масло.
Горелка работает громко, даже очень. Чем сильнее давление воздуха, тем сильнее звук и, соответственно, больше пламя. Чтобы как-то упорядочить факел пламени на конце горелке предусмотрен рассекатель. Команды на включение и выключение аппарата дает электронный блок, оперируя информацией от выносных термодатчиков.
Горелки бывают одноступенчатые и двухступенчатые. Одноступенчатые при запуске сразу начинают работать на полную мощность (ту, которую вы выставили). Двухступенчатые приборы включаются в два этапа. На первом они сначала выдают 25% мощности и постепенно повышают до 50% или 70% в зависимости от модели. На втором этапе горелка выходит на полную мощность
Обратите внимание на то, что первая ступень у разных моделей горелок на отработке может отличаться, то есть мощность повышается по своей индивидуальной схеме.
Производители и цены грелок на отработанном масле
На российском рынке представлены как отечественные модели горелок, так и зарубежные. В основном это китайские изделия, или изготовленные при участии Китая. Но это не означает, что их качество ненадлежащего уровня. В Китае тоже умеют делать качественные вещи, просто чаще всего наши коммерсанты везут на российский рынок дешевый низкопробный хлам. В сертифицированных магазинах все совсем иначе – качество на высоте, гарантии, сервисное обслуживание.
Среди популярных производителей можно отметить:
- Master – совместное производство Польши и Китая;
- Euronord – Китай;
- Kroll – Германия;
- Nortec – Китай;
- Caeq – Канада;
- Олимпия – Россия, изготавливается на базе горелки OLB из Южной Кореи.
Цена горелки на отработанном масле зависит от комплектации и мощности. Из дешевых Nortec WB40 мощностью от 15 до 40 кВт с расходом 1,5-3,9 кг отработки в час. Цена 92200 рублей. Для сравнения представим одну из самых дорогих моделей горелок Kroll KG/UB – мощность до 1276 кВт, расход на максимуме 110 кг отработанного масла в час, цена 1837 тыс. рублей (почти 2 млн.). При этом выпускается без фиспакета, его нужно приобретать отдельно.
История появления горелок на отработанном моторном масле
Такой вид горелок известен достаточно давно и получил широкое распространение, так как отработанное масло, которое применяют в них, является не просто дешевым, а практически бесплатным по сравнению с газом, электроэнергией или твердым топливом.
В далекие 60-е годы прошлого века жители нашей страны начали приобретать дачные участки и на них строить домики, которые в холода надо было чем-то отапливать. Хотя бензин и другие виды топлива стоили недорого, но заработные платы у граждан также были невелики, поэтому люди искали альтернативу бензину, дровам и углю. И наши народные умельцы разработали своими руками систему, которая работает на отработке.
Принцип действия ее был уже известен. Он подобен керогазу, которым в то время пользовалось очень много людей. В нем происходило испарение керосина, а затем он дожигался в специально предусмотренной камере. Это приспособление было относительно безопасно при использовании, но имело недостаток, так как при каком-либо сбое выделялась копоть, и появлялся резкий запах. И это все происходило незадолго до возможной аварии. Горелка на отработанном масле работает по тому же принципу, только умельцам пришлось продумать, как же сделать так, чтобы сжигание загрязненного топлива проходило до самого конца.
Работа приспособления состояла из нескольких этапов:
- Первоначальный не слишком большой запас энергии жидкого топлива пускали на его распад до более простых и легких фракций. Они были наиболее активными. Процесс расщепления называется пиролизом. Это термическое разложение многих неорганических и органических соединений. В узком понимании — разложение органических природных соединений при недостатке кислорода. В широком понимании — разложение различных соединений на несколько менее тяжелых молекул или элементов при воздействии повышенной температуры.
- Полученные фракции сжигали в несколько стадий.
Принцип работы и виды конструкций
Поскольку в любом масле есть горючие вещества, их можно сжигать. Люди давно стараются максимально использовать это для своего блага, но решить эту задачу не так-то просто, особенно если сжигать стараются отработанное масло, в котором содержится много дополнительных составляющих. Есть три вида устройств для этой цели:
- Эжекционное. Очень эффективная система. Отличное сгорание топлива, высокая температура, мало вредных выбросов, но сделать в домашних условиях практически невозможно. К тому же не всякое топливо можно использовать без предварительной обработки.
- Испарительное. Самый простой в сборке из подручного материала, но эффективность его мала, много отходов и загрязнений. Для разжигания и бесперебойной работы требуется дополнительное оборудование.
- Инжекторное. Наиболее приемлемый вариант для изготовления масляной горелки своими руками. Сравнительно несложная конструкция, проста в обслуживании, неприхотлива к топливу. Из недостатков основной — невозможность использовать в жилых помещениях.
В этом видео вы узнаете, как работает горелка на отработке:
Некоторые умельцы стараются приспособить для обогрева отработкой паяльные лампы, но чаще всего такие начинания оборачиваются сложными переделками и полным отказом от первоначального устройства горелки. Наибольшую популярность в последние годы получила мазутная горелка Бабингтона.
Роберт Бабингтон запатентовал своё изобретение в конце прошлого века с помощью одного из законов Мэрфи — сделать всё наоборот. Роберт не стал распылять топливо, выдувая его из сопла, а просто попробовал прогнать воздух через плёнку масла. У него получился маслянистый аэрозоль, который прекрасно горит. Не зря говорят, что всё гениальное просто.
Сделать такую горелку сможет начинающий мастер, если имеет гараж или мастерскую со слесарными тисками и электродрелью. Собрав необходимые материалы и приготовив инструменты, делают чертежи горелки на отработанном масле или находят готовые в интернете.
Марки горелок под отработку
Горелка на отработке в твердотопливном котле западного производства, считается наиболее экономичной. По своим технологическим качествам, она должна соответствовать требованиям сертификации РФ.
Наибольшей популярностью обладают горелочные конструкции для сжигания отработанных нефтепродуктов, таких брендов:
- Американская и канадская горелка: Energy-Logic, CAEQ.
- Немецкие и австрийские модули: Euronord Eco-Logic, Giersch.
- Итальянская форсунка: Eco-flam, Master MB.
- Корейская многофункциональная горелка: Olympia AL.
- Китайские и польские горелки, примерно, одного технологического диапазона: Smart-Burner, NORTEC-WB, Hiton.
Лучшие модели российских производителей горелок для отработанного топлива:
- Универсальные горелки Гном-Эконом, 10-35 квт, 45000 руб.
- ОЛИМПИЯ AL-4V-2 (25-45 кВт), изготовленные на базе горелки OLB из Южной Кореи, 132000 руб.
- Универсальная горелка Тепламос Эко 50, 93000 руб.
- Горелка на отработанном масле Жар 800-2000 кВт, 230000руб.
- На отработанном масле горелка Брест 500 кВт, 125000руб.
Этапы сборки аппарата
Котлы на отработанном масле собираются по следующему алгоритму:
- Низ корпуса отделяется от верхней части герметичной перегородкой. Сверху монтируется напорная труба, ниже прокладывается обратка. Возвращающаяся из батарей вода не должна смешиваться с нагретой
- Внутренняя труба входит в перегородку. Она приваривается сплошным швом. Труба используется в качестве дымохода и камеры сгорания одновременно. Отверстия, которые проделываются внизу трубы, помогают создавать горючую воздушно-масляную смесь
- Горелка помещается в изолированный цилиндр. К камере сгорания приваривается нижняя крышка, а затем устанавливается самодельная горелка на отработанном масле
- В нижнем отсеке корпуса монтируются масляный и воздушный штуцеры. Для непрерывной подачи воздуха ставится вентиляционная улитка. Она обеспечит полное сгорание топлива
- Во внутренней части отсека устанавливаются патрубки, которые ведут к горелке — здесь будут смешиваться части горючей смеси
- Устанавливается самодельная дверца — горелка на отработанном масле своими руками нуждается в периодической чистке.
- Поджиг производится через свечу зажигания, контакты от которой выводятся наружу через дверцу
- На выходе трубы из котла устанавливается задвижка для регулирования тяги