Assma.ru

Ремонт и стройка
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды ремонта пожарных рукавов

Методические рекомендации по хранению, ремонту и эксплуатации пожарных рукавов

Правила хранения, ремонта и эксплуатации пожарных рукавов при применении требуют конкретизации. С этой целью составлено Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации рукавов, утвержденное МЧС РФ в 14.11.2007 (далее по тексту – Руководство). Также есть Инструкция с аналогичным названием от 1994 г.

Методические рекомендации по организации и порядку эксплуатации рукавов – это основа для изучения рукавного хозяйства. Рассматриваемая деятельность раскрывается также учебниками по ПСП, ТСП, локальными нормативными документами, например, Методикой пожарно-тактических расчетов, Рекомендациями для дежурного караула.

Ремонт пожарных рукавов

Ремонт всасывающих и напорно-всасывающих пожарных рукавов.

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава следует ремонтировать, если они не выдержали испытаний, а также при наличии видимых механических повреждений (проколы, абразивный износ, смятие спирали и т.п.) и других неисправностей.

При потере герметичности и внешних повреждениях на самих всасывающих и напорно-всасывающих рукавах, в зависимости от характера повреждения, их ремонтируют одним из следующих способов:

а)наложением заплат на наружную поверхность ремонтируемого рукава клеевыми составами;

б)вулканизацией сырой резиной.

При повреждении пожарных соединительных головок на всасывающих и напорно-всасывающих рукавах, необходимо заменить пожарные соединительные головки и присоединить их методом навязки в соответствии с п. 3.6 Методического руководства или при помощи хомутов.

Ремонт способом наложения заплат.

Наружная поверхность всасывающего и напорно-всасывающего рукава, изношенная на глубину до проволочной спирали, ремонтируется наложением кольцевых или ленточных заплат из прорезиненного полотна с помощью клеев. Клей подбирается в соответствии с рекомендациями, приведенными в сопроводительной документации на всасывающие и напорно-всасывающие рукава или используется обыкновенный резиновый клей.

Ремонт всасывающих и напорно-всасывающих рукавов, получивших повреждение в виде сквозных проколов и порезов длиной до 10 мм, производится наложением заплат на наружную поверхность. Места вокруг прокола на поверхности ремонтируемого рукава зачищаются и обезжириваются бензином или другим растворителем. Вырезаются заплаты из прорезиненного полотна или вулканизованной резины толщиной от 1,5 до 2,0 мм диаметром от 50 до 60 мм или прямоугольной формы размером 60×60 мм со скругленными углами, зачищаются и обезжириваются. На зачищенное место поверхности ремонтируемого рукава и заплату наносится клей. Приклеивание осуществляется в соответствии с указаниями то применению для используемого клея.

Несквозные проколы (порезы) заполняются клеем. Наносится слой клея вокруг прокола и на заплату из резины или прорезиненного полотна и заплата приклеивается аналогично.

Ремонт сквозных разрывов требует вскрытия стенки ремонтируемого рукава в месте разрыва с наружной стороны путем последовательного вырезания и удаления слоев, составляющих стенку. При этом последующие слои вырезают ступеньками, соблюдая порядок, при котором каждый ниже лежащий слой вырезается на ширину и длину, большую вырезанной части выше лежащего слоя.

Для удобства работы верхние слои ремонтируемого рукава по мере вырезки негодных участков отгибают вверх. После этого поврежденный участок сушат и подготавливают к ремонту.

Зачищают и промывают с обеих сторон подготовленную для ремонта заплату из листовой резины. По размерам заплата должна перекрывать поврежденный участок ремонтируемого рукава на длину от 30 до 35 мм во всех направлениях.

После просушки на заплату и ремонтируемый участок наносят тонкий слой клея, подсушивают и заплату приклеивают.

Резиновая заплата второго слоя должна быть на длину от 12 до 20 мм больше вырезанного слоя ремонтируемого участка. Это обеспечивает возможность выполнения шва внахлестку. Процесс подготовки и наложения этой заплаты тот же, что и первого слоя.

Раскрой заплаты и обклейка всасывающего и напорно-всасывающего рукава прорезиненной тканью и наружной обкладкой проводятся так, чтобы обкладка два – три раза обернула отремонтированный участок и перекрыла место разрыва на ремонтируемом рукаве на длину от 200 до 250 мм с каждого конца. Для улучшения прилипания наружной обкладки к поверхности ремонтируемого рукава рекомендуется на время сушки поверх обкладки намотать веревку, воспроизводя спиральную форму поверхности ремонтируемого рукава.

Деформация металлической спирали всасывающего и напорно-всасывающего рукава устраняется деревянным или резиновым молотком на круглой оправке.

Ремонт способом вулканизации.

Для ремонта способом вулканизации необходимо иметь специальные приспособления, позволяющие зажимать ремонтируемый участок всасывающего и напорно-всасывающего рукава в аппарате без изменения его формы, с усилием до 100 кг на 10 см длины ремонтируемого рукава.

Технология ремонта конкретных типов и модификаций всасывающих и напорно-всасывающих рукавов должна быть приведена в формуляре, составленном предприятием-изготовителем. По окончании ремонта в формуляр вносятся сведения о ремонте (вид ремонта, характер повреждения).

Отремонтированные всасывающие и напорно-всасывающие рукава подвергают испытаниям в соответствии с п. 3.3.2.4 Методического руководства не ранее, чем через 24 часа после окончания ремонта.

Ремонт напорных рукавов.

В процессе эксплуатации напорные рукава получают повреждения, которые могут быть устранены ремонтом. Ремонту подвергают вымытые и высушенные напорные рукава. Напорные рукава, получившие повреждения каркаса, ремонтируют следующими способами:

б) с применением клеев.

Напорные рукава, получившие повреждения пожарных соединительных головок и мест соединений с ними, оборудуются пожарными соединительными головками заново в соответствии с п. 3.6 Методического руководства.

Технология ремонта конкретного типа напорного рукава должна быть изложена в формуляре, составленном заводом-изготовителем.

Ремонт способом вулканизации.

Для проведения ремонта вулканизацией необходимо иметь:

-вулканизационный аппарат со струбцинами;

-волосяную жесткую щетку;

-ножницы, нож сапожный, молоток деревянный или резиновый;

-от трех до пяти деревянных подкладок;

Ремонт вулканизацией осуществляется двумя способами.

Вулканизированный резиновый клей приготавливают из сырой клеевой резины, которую растворяют в авиационном бензине. Сырую клеевую резину нарезают мелкими кусками, помещают в плотно закрывающуюся банку и заливают авиационным бензином в соотношении: 3 кг бензина на 1 кг резины. Полученная смесь отстаивается в течение суток. По истечении этого срока набухшую резину тщательно перемешивают и в смесь еще заливают такое же количество бензина. После чего, смесь в течение 2-3 часов снова тщательно перемешивают до получения однородной массы клея.

Читать еще:  Утеплитель для крыши мансарды: какой лучше, отзывы

Ремонтируемое место напорного рукава и заплата обезжиривается путем тщательной протирки ветошью, смоченной в бензине, ацетоне или другом растворителе.

На ремонтируемое место и заплату наносят от пяти до семи слоев клея общей толщиной не более 1 мм, причем каждый следует просушивать до такого состояния, когда к клеевой поверхности не будут прилипать волоски сухой щетки. После просушки последних сдоев клея на напорном рукаве и заплате, заплата накладывается на ремонтируемое место и равномерно прижимается к нему легкими ударами резинового молотка.

Участок напорного рукава с наложенной заплатой кладут на плиту вулканизационного аппарата заплатой вниз и плотно прижимают к плите струбциной, под которую подкладывают деревянную доску (подкладку) размером, превышающим заплату.

Напорный рукав с заплатой выдерживают при температуре от плюс 130 до плюс 140 “С в течение от 35 до 40 мин.

Заплату изготавливают из сырой резины и прорезиненного полотна, применяемого для ремонта автомобильных шин. После подготовки ремонтируемого места на напорный рукав кладут сырую резину толщиной 2 мм, а на нее прорезиненное полотно. Размер заплаты из сырой резины должен быть величину от 20 до 25 мм больше размеров поврежденного участка по всем направлениям, а заплата из прорезиненного полотна должна перекрывать заплату из сырой резины на величину от 15 до 20 мм по всем сторонам.

Наложенную заплату из сырой резины и прорезиненного полотна тщательно прикатывают к напорному рукаву, после чего вулканизируют в течение 25 мин при температуре от плюс 130 до плюс 140 °С.

Ремонт с применением клеев.

Ремонт сквозных проколов или порезов осуществляется постановкой наружных и внутренних заплат одновременно. При повреждениях напорных рукавов без нарушения целостности внутреннего гидроизоляционного слоя ремонт осуществляется наложением наружных заплат.

При использовании любого из клеев подготовка заплат и мест ремонта осуществляется в следующей последовательности:

  • место на напорном рукаве и заплата зачищается, у латексированных напорных рукавов в месте повреждения, кроме того, удаляется латексная пленка и поверхности склеивания обезжириваются;
  • на ремонтируемое место и заплату кистью наносят от одного до трех слоев клея в зависимости от склеиваемых поверхностей, причем каждый слой просушивается в течение от 15 до 20 мин при комнатной температуре;
  • после просушки последних слоев клея заплата накладывается на ремонтируемое место и прижимается к нему пальцами рук или легкими ударами резинового молотка;
  • участок напорного рукава с наложенной заплатой целесообразно поместить в пресс или между зажимами струбцины, плотно зажать и выдержать в течение от 10 до 15 мин при комнатной температуре.

На наружную поверхность заплаты накладывается пергамент или полиэтилен дога предотвращения случайного приклеивания ее к поверхности контакта в прессе или струбцине.

Пергамент или полиэтилен вводите» также в напорный рукав под ремонтируемое место во избежание склеивания внутренней поверхности гидроизоляционного слоя.

Давление с которым заплата должна быть прижата к напорному рукаву, устанавливается из расчета 5 кг на 1 см2 поверхности заплаты и выдерживается при комнатной температуре в течение одного часа.

После этого напорный рукав извлекается да пресса и выдерживается без деформации отремонтированного места в течение от 10 до 13 часов.

Установка заплат внутрь напорного рукава производится с помощью приспособления, схема которого показана на рисунке 12. Обработка внутренней поверхности напорного рукава в месте установки заплаты осуществляется через разрыв в напорном рукаве.

  1. камера под резиновой мембраной;
  2. заплата;
  3. напорный рукав;
  4. опорное кольцо;
  5. подвод сжатого воздуха

Воздух, подаваемый в камеру под давлением от 0,3 до 0,5 МПа, расправляет: ее и прижимает заплату к ремонтируемому участку напорного рукава.

В таком положении они выдерживаются в течение одного часа, затем давление воздуха снижается до нуля, а приспособление извлекается из напорного рукава.

Заплаты изготавливают из кусков напорного рукава того же типа. Размеры заплат определяются величиной разрыва напорного рукава. При этом дается припуск от краев разрыва во все стороны на величину от 35 до 40 мм.

При ремонте проколов установка заплат внутрь рукава на предварительно подготовленное место производится с помощью специального держателя заплат.

Заплату устанавливают на мембрану приспособления обращенной наружу клеевой стороной.

Для того, чтобы заплата в процессе установки держателя к ремонтируемому месту не смещалась, ее в 2-3 точках приклеивают к мембране клеем, который при высыхании и деформации мембраны отклеивается, позволяя свободно извлекать приспособление из рукава.

Технология ремонта конкретных типов и модификаций напорных рукавов должна быть приведена в формуляре, составленном предприятием – изготовителем. По окончании ремонта, ответственным за эксплуатацию напорных рукавов, в формуляр вносятся сведения о ремонте (вид ремонта, характер повреждения).

Отремонтированные напорные рукава испытывают гидравлическим давлением (таблица 3 приложения № 3) не ранее, чем через 24 часа после ремонта.

Список литературы

  1. Пожарная техника: Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько.-М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.-550 с.
  2. Киселев В.В. Меры по снижению износа деталей пожарной техники. / NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 51. – С. 37-40.
  3. Пучков П.В. К вопросу повышения долговечности соединительных рукавных головок/NovaInfo.Ru.– 2016 г. – № 54 – С.
  4. Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Повышение надёжности пожарной техники применением модернизированных смазочных материалов. Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2010. № 3. С. 24-28.
  5. Пучков П.В., Киселев В.В., Топоров А.В. Защита водопенных коммуникаций пожарных автомобилей от коррозионного разрушения. Материалы XII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире». – СПб, «Стратегия будущего», 15 декабря 2015. – Том 1. с. 107 – 110.
Читать еще:  Кровельный герметик для металла

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Напорные рукава

    Это гибкие трубопроводы для подачи огнетушащих средств под давлением. Именно ими комплектуются ПК, также их могут устанавливать на передвижную технику. Они прочные, легкие эластичные, устойчивые к истиранию и агрессивным средам. Техническое обслуживание напорных ПР аналогично всасывающим. Сроки испытаний также сходны, за исключением методики, которая зависит от особенностей инвентаря.

    Льняные и льноджутовые ПР заполняют водой под давлением 0,2 (2) до 0,4 (4) МПа (кг/см 2 ). Выдерживают 5 минут и проверяют, чтобы намокшие льняные нити были без свищей. Для НПР возможно испытание целой линии прохода. В этом случае проверяют не только состояние целостности самого рукава, но и соединений. Осмотр испытуемого оборудования проводят при заполненной системе. Недопустимо появление не только свищей, но и капель воды на внешней поверхности.

    Дополнительный этап техобслуживания НПР – скатка и перекатка. В зависимости от вида оборудования и рекомендаций производителя должны соблюдаться сроки и процедура этого вида работ.

    Частью комплекса по уходу за подающим огнетушащие средства оборудованием предполагает талькирование. Это необходимо делать во избежание слипания внутреннего слоя шланга. Для проведения талькирования в подразделении необходимо иметь:

    • шаровый кран;
    • компрессор;
    • напорный рукав;
    • заглушку;
    • молотый тальк для автомобильных шин и камер.

    Все данные по техническому обслуживанию противопожарного оборудования заносятся в журнал, а также в формуляры, идущие в комплекте от производителя.

    Техническое обслуживание пожарных рукавов


    С целью поддержания в рабочем состоянии всех видов пожарных рукавов, а также продления их срока эксплуатации, проводятся специальные мероприятия. Результаты произведенных действий фиксируются в пожарной документации, ведущейся на предприятии и в пожарной части. В пожарной части лицом, ответственным за техническое обслуживание, является начальник караула, а на предприятии – специалист по пожарной безопасности. Техобслуживание включает в себя ряд отдельных мероприятий и контрольных действий.

    ✎ Отмачивание / оттаивание

    Эти действия находят применение в случае промерзания конструкции в зимнее время года. Особенно актуально оттаивание в случае возникновения непредвиденной ситуации во время пожаротушения.

    При первоначальном промерзании на пожарные головки воздействуют с помощью пара, кипятка или выхлопными газами автомобилей, а после разъединения воздействуют на шланг путем сгиба и складывания конструкции в «гармошку». В случае, когда происходит глубокое промерзание всего изделия, его транспортируют в часть без сгиба и деформации конфигурации шланга.

    Доставив устройство в часть, производят его отогрев путем размещения в теплом помещении или в горячей ванне. В случае, когда рукав сильно загрязнен, его отмачивают в ванне, наполненной горячей водой.

    ✎ Осмотр и проверка

    Визуальный осмотр устройства призван выявить наличие свищей, разрывов, дефектов и повреждений поверхностей шланга и комплекта арматуры. В ходе внешнего осмотра обращается внимание на степень загрязнения изделия и наличие маркировки.

    Периодичность проведения мероприятия составляет 1 раз в месяц для рукавов, находящихся в эксплуатации, и 1 раз в год для шлангов, хранящихся на складе. Результаты проверки фиксируются документально.

    ✎ Мойка рукавов

    ✎ Сушка рукавов

    Наиболее простым способом является естественная просушка, представляющая собой равномерную раскладку шлангов на сухой открытой поверхности. Особенно эффективна сушка под открытым небом без попадания прямых солнечных лучей на поверхность рукавов.

    Механический способ сушки предполагает применение специальных устройств в виде шкафов и иных конструкций. В камеру подается нагретый воздух, который проходит сквозь ряды висящих рукавов. Изделия подвешиваются на определенной высоте в количестве до 15 штук на м².

    ✎ Талькирование рукавов

    Важным элементом в подготовке устройства к работе является его обработка тальком. Без процедуры талькирования рукав может полностью потерять способность к транспортировке ОТВ. В результате слеживания резиновые и латексные поверхности шлангов слипаются, что препятствует прохождению тушащего состава.

    После сушки изделия должны подвергаться талькированию с помощью применения специального оборудования. Из емкости в подключенный к машине шланг с помощью компрессора подается тальк, который создает тонкий слой вещества на внутренней поверхности изделия.

    ✎ Скатка и перекатка

    Мероприятие проводится после окончания сушки напорных рукавов. Эти изделия, в отличие от ВПР хранятся в обвязанной скатке. Существует несколько видов скатки, в том числе одинарная, двойная, «гармошка», «восьмерка».

    Перекатка пожарных рукавов производится каждый раз после применения устройства, после технического обслуживания и ремонта. Для изделий, находящихся в эксплуатации, процедура обязательна не реже одного раза в 12 месяцев. Для хранящихся на складе – не реже одного раза в 3 месяца.

    ✎ Ремонт рукавов

    Существует два вида ремонта:

    • непосредственно возле объекта тушения пожара;
    • на предприятии или в пожарной части.
    Читать еще:  Технология Мрамор из бетона

    В первом случае используются средства оперативного ремонта, в том числе латки, заплаты, зажимы. Во втором случае рукав ремонтируют при помощи клея, сырой резины, с использованием вулканизации.

    Как выбрать оптимальную модель

    Базовыми параметрами, на которые следует обращать внимание при выборе изделия это:

    • Длина. Эта характеристика должна соответствовать особенностям помещения. Стандартная длина ПР варьируется от 4 до 20 метров. На масштабном объекте целесообразно устанавливать большое количество кранов.
    • Диаметр. В первую очередь этот размер должен соответствовать диаметру пожарного крана. При несоответствии используются переходные соединительные головки. Эти изделия разрешают не только коммутировать кран и шланг различных диаметров, но и рукава с разными диаметрами. Головки формируют герметичное соединение, типовые заводские размеры: 7,5, 10 и 12,5 см.

    Головки и стволы не всегда входят в комплектацию устройств, поэтому их необходимо приобретать отдельно. Но их наличие обязательно, поскольку без них пожарный рукав не работоспособен. Первичное средство пожаротушения в чрезвычайной ситуации невозможно будет соединить с источником огнетушащего вещества.

    Гидравлические испытания

    Перекатка рукавов: кто должен ее выполнять?

    В статье 12 ФЗ No99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 2011 года прописан перечень работ, для которых обязательно требуется действующая лицензия МЧС. В пункте 15 указано, что для деятельности, связанной с сервисом противопожарного оборудования, требуется лицензия на монтаж, обслуживание и восстановление средств, используемых для пожарной безопасности. Получить подобную лицензию можно исключительно в МЧС России.

    Когда у организации есть лишь свидетельство СРО или какие-то еще подтверждающие документы, но отсутствует действующая лицензия, то у нее нет права на подобные мероприятия. В документе, выданном МЧС, обязательно есть фраза: «обслуживание, монтаж, ремонт противопожарного оборудования».

    Производить перекатку своими силами запрещено, так как это нарушает законодательство.

    Приложения методического руководства

    В методическом руководстве три приложения:

    1. Формуляр, который заполняется в пожарной части или на объекте, если рукавные гибкие трубопроводы будут использованы в шкафах. В этом документе должны быть отображены все характеристики изделия, плюс, даны сведения о производителе с указанием сертификата.
    2. Таблицы, в которых указаны давления на все виды рукавов, используемых при гидравлических испытаниях.
    3. Перечень оборудования, которыми должны быть укомплектованы рукавные посты и базы.

    Проверка целостности

    • визуальный осмотр

    Каждый рукав подлежит визуальной проверке не реже одного раза в месяц. Подобные инструкции относятся к применяемым устройствам. После каждого применения обязательно должна проводиться визуальная проверка любого рукава. Не используемые приспособления осматриваются раз в год.

    Проверки проводятся для выявления изменения цвета, дефектов, деформаций, пятен, пробоев, отслаиваний, мелких трещин. На внутренних поверхностях проводится визуальная проверка на наличие просвета.

    • проверка на герметичность

    Во время плановых проверок, а также после проведения ремонтных работ пожарные рукава должны обязательно проходить гидравлические испытания. Герметичность также проверяется в случае, если возникают малейшие подозрения при визуальном осмотре.

    Каждый пожарный рукав должен проходить такие испытания минимум два раза в год. По завершению гарантийного периода хранения оборудование на различных базах и складах обязательно проходит гидравлические испытания рабочим напором.

    План проведения испытаний:

    1. проверка избыточным давлением осуществляется посредством присоединения одного конца пожарного рукава к специальным устройствам, нагнетающим высокий напор. С другой стороны перекрывающая заглушка создает препятствие потоку воды;
    2. жидкость заполняет рукав, и только после этого перекрывается заглушка;
    3. в зависимости от разновидности неисправностей рукава, давление медленно повышается до уровня, соответствующего требованиям.

    В процессе испытаний пожарных рукавов и при их завершении не должно наблюдаться ни одной протечки, разрыва или вздутия, а металлическая спираль должна сохранять свою прежнюю форму без деформаций.

    Рукав отправляется на ремонт, если не проходит проверку и списывается, когда совсем не подлежит восстановлению.

    • проверка на отслоение

    Визуальный осмотр редко дает возможность выявить отслоение внутренней резиновой части. Когда снимается разряжение, эта составляющая рукава разряжается. В случае возникновения подозрений на такое отслоение проводится проверка водой с применением насоса. При наличии дефекта вакуумер будет показывать высокий уровень разряжения, а вода не поступит в насос.

    Требования по перемотке пожарных рукавов (сроки)

    Регламентирующие документы:

    • Постановление Правительства РФ №390 от 25.12.2012 года «О противопожарном режиме»;
    • Общероссийские ППБ (правила пожарной безопасности).

    Согласно требованиям, заложенным в указанных законодательных актах, периодичность перемотки пожарных рукавов – 1 раз в год. Однако, если рукав хранится на складе, то его перекатывать необходимо не реже 1 раза в квартал.

    В случае, если он использовался, то, естественно, перемотка должна производится после каждого применения пожарного рукава, но только после его промывки и просушки.

    Бирка о перемотке рукавов

    Бирка о перемотке представляет собой табличку с надписью «пожарный рукав перемотан». Ее закрепляют нитью с внешней стороны скатки ближе к концу на продольном сечении, так, чтобы специалисты без труда могли найти необходимые данные. Нить для закрепления должна быть широкой, изготовленной из мягкого текстиля, не содержать в составе металл. На бирке содержатся следующие данные:

    1. номер НПР;
    2. надпись «рукав перемотан и проверен»;
    3. даты текущей и предстоящей перемотки;
    4. напротив каждой строки ответственный ставит свою подпись с расшифровкой;
    5. предупреждение о том, что бирку нельзя срывать.

    Обычно бирка выполняется в форме прямоугольника, это позволяет разместить на ней все необходимые данные и упрощает чтение написанной информации. Заполнение данного документа осуществляет подрядчик, выполняющий ТО,

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector