Как поменять вентиль на батарее отопления?
Как поставить кран на батарею отопления
В климатических условиях нашей страны без системы отопления обойтись никак запрещено. А для действенной работы радиаторов с водяным теплоносителем, их нужно дополнительно оборудовать кранами. Это возможно запорная арматура, которая регулирует подачу теплоносителя в батарею, терморегулятор либо особый кран Маевского, предназначенный для удаления воздуха из системы. В данной статье обращение отправится о том, как поставить кран на батарею отопления, какие конкретно имеется нюансы и сложности.
В многоквартирных домах на входе и выходе из элеваторного узла системы отопления, как правило, монтируют задвижки. В их корпусе имеется два кольца из устойчивой к коррозии стали, которые опоясывают проход для теплоносителя (зеркала). Еще пара зеркал располагается на поверхности задвижки – ее подвижной части.
Когда заслонка находится в нижнем положении и опускается, она перекрывает движение воды, а вот, если она переходит в верхнее расположение, то выходит за пределы циркулирующего потока.
При меньшем данном параметре рекомендуется использовать современные пробковые вентили, такие как на фото, поскольку задвижки имеют серьезные недостатки:
- необходимо периодически набивать сальник, даже в том случае, когда задвижкой не пользуются, так как набивка, контактируя с водой, постепенно разрушается;
- через незначительный период времени щечки начинают зарастать отложениями. Если задвижка простоит несколько лет без использования, ее невозможно будет полностью закрыть;
- в случае возникновения аварийных ситуаций каждая секунда может оказаться решающей. Если для перекрытия пробкового вентиля потребуется буквально мгновение, то вращать штурвал задвижки придется продолжительное время, даже когда она полностью исправна.
Следует отметить, что пробковые вентили, представляющие собой шар, имеющий канал для воды, окруженный пластиковой оболочкой отличаются:
- практичностью;
- долговечностью;
- надежным удержанием жидкости;
- отсутствием потребности в обслуживании.
Специалисты-сантехники не рекомендуют приобретать и устанавливать винтовой вентиль на батарею отопления или такие же изделия любого другого типа.
У них есть существенные недостатки конструкционного решения:
- сальник потребуется набивать периодически, если нет желания мириться с постоянной течью по штоку. Когда заменить вентиль или набить сальник сложно, то для устранения протечки вентиль нужно открыть до отказа с небольшим усилием. Течь прекратится благодаря тому, что резьба на штоке прижмет сальник:
- резиновые прокладки для элементов отопительных конструкций имеют ограниченный срок годности. Вентиль для радиатора отопления с плоскими латунными клапанами по истечению определенного времени не держат воду по причине появления отложений на клапане и седле. Эти же запорные элементы с клиновидными клапанами из латуни после закрытия их с усилием часто заклинивает в седле (прочитайте также: «Какая бывает запорная арматура для отопления – виды, характеристики»);
- все винтовые вентили устанавливают только по ходу воды. Для ориентировки на корпусе многих изделий изображают указатель – стрелку. Монтаж вентиля против водяного притока непременно завершится тем, что клапан оторвет и тогда воду перекроет намертво. Читайте также: «Какие бывают краны для радиаторов отопления — какие лучше, преимущества и недостатки».
С работой клапана связана еще одна нежелательная перспектива – возможность гидроудара, если вентиль не полностью закрыт и в потоке воды возникает турбулентность, периодически перекрывающая седло. Читайте также: «Какой клапан радиаторный запорный лучше выбрать – варианты арматуры».
Гидроудары – это кратковременные скачки давления, в результате которых разрушаются самые слабые участки отопительного контура.
Советы по установке кранов на батареи отопления
Краны на отопительных радиаторах профессионально называют запорной или регулирующей арматурой и она является одним из самых важных элементов в системе отопления.
Установка запорной арматуры является не трудоемким процессом, однако существуют свои нюансы, которые стоит понимать до начала проведения работ по монтажу кранов. Прежде чем приступать к монтажу запорной арматуры, необходимо правильно выбрать вид крана, который подходит именно для вас, а для этого необходимо ответить на вопрос для чего вам регулируемый кран отопления.
Для чего нужна запорная или регулирующая арматура для радиаторов?
1) Контроль количества подаваемого тепла в систему вашего отопления, что помогает самостоятельно регулировать температуру в помещении.
2) Перекрывание клапанов для полной остановки работы батареи. Это необходимо практически при любом виде батарей, так как данная функция будет полезна при ремонтных работах, замене радиаторов или аварии.
3) Сброс воздушных пробок в системе. При недостаточной подаче теплоносителя в системе могу образовываться воздушные заторы, которые мешают циркулировать по системе теплу. Это негативно сказывается на температуре помещения.
4) Сброс самого теплоносителя необходим тогда, когда система требует очистки или промывания из-за высоких погрешностей приборов учета. Это чаще всего случается, когда в старых трубах застаивается ржавчина или другие примеси.
Разновидности заторной или регулируемой арматуры
На сегодняшний день российский рынок предлагает несколько видов заторной или регулируемой арматуры:
1) Пробковый вентиль или шаровой — это самая распространенная арматура, которая используется при монтаже радиаторов в квартирах. У таких кранов есть ряд плюсов, которые играют роль, как при эксплуатации, так и при монтаже. По строению, кран представляет из себя основу в виде металлического шара, который вращается в перпендикулярной плоскости трубы и совпадает с ней диаметром. Таким образом идеальное вписывание одного объекта в другой увеличивает долгосрочность службы и быстроту реакции в такой системе. Внутри шара есть отверстие, которое при повороте вентиля поворачивается либо сквозной стороной, либо заполненной. Установка таких кранов может быть осуществлена на трубах с диаметром от 5 см. А сам монтаж выполняется просто по схеме. Для крана не требуется смена пластинок и резиновых прокладок из-за строения.
2) Винтовые краны, которые долгое время устанавливались на чугунных радиаторах отопления давно уже считаются не самыми надежными из-за быстрого перетирания резиновых прокладок, ненадежности регулировки напора, ошибок и сложностях в ориентации направления при монтаже и многие другие. По порядку: сам вентиль из себя представляет шток с клапаном, который приходит в действие при раскрутке вентиля. Шток поднимается и клапан высвобождает отверстие через которое поступает теплоноситель. При монтаже такого крана не забывайте, что очень важно проводить монтаж строго по ориентации направления, указанного на вентиле, так как при обратной ориентации очень быстро кран сорвется. Минусами таких кранов является то, что клапан так или иначе будет подлежать замене из-за быстрой изнашиваемости. Резиновые клапаны быстро разъедаются от горячей воды, а металлические из-за отложения естественных минералов в теплоносителе. Если вы все-таки решили установить именно вентильный клапан на радиаторе, то помните, что перекрывать такой вентиль очень важно полностью, при малейшем поступлении теплоносителя в систему, трубы будут издавать звуки и в конечном итоге приведут к серьезной поломке всей системы.
Видео: Запорная арматура для систем отопления. Видео-обзор.
3) Арматура Маевского применяется на сегодняшний день крайне редко, так как она используется только для сброса воздушной пробки из системы. Однако, если кран Маевского вам все-таки понадобился, то его установка не будет слишком сложной. Подобно винтовому крану, система работает с помощью винтового штока, при открывании которого, воздушная пробка выходит из системы из-за смены сред герметизации. Правда и здесь есть свои нюансы, например, если вы нашли в магазинах старые образцы крана Маевского, для которого требуется специальный ключ, не торопитесь производить монтаж, так как не всегда под рукой может оказаться такой специальный ключ. Арматура Маевского сегодня представляет из себя керамический поплавок с насадкой винта, как для обычной отвертки, который и будет наиболее актуален при установке. Если же при сбросе воздуха вы случайно вывернете винт полностью, то случится полная разгерметизация и поток теплоносителя зальет весь дом, пока вы не перекроете весь стояк. В общем, достаточно сложная и серьезная процедура.
Система монтажа любого типа крана
Любой тип арматуры имеет один и тот же принцип работы: сальники, клапан в виде металлического шара, резинки или латунного клапана, винтовой механизм (кроме пробковой арматуры). Для того, чтобы осуществить монтаж арматуры, необходимо перекрыть стояк теплоносителя, раскрутить винтовое соединение трубы, надеть сальник на трубу подачи теплоносителя, закрепить клапан в зависимости от вида, закрутить винтовые соединения.
Сложности при монтаже арматуры любого вида практически не возникает, однако при самостоятельной установке запорной или регулирующей арматуры, может возникнуть вопрос, чем уплотнить винтовые соединения, чтобы кран и труба не подтекали через какое-то время. При монтаже не профессионального уровня часто используется монтажная сантехническая лента, которая является достаточно долгосрочной и хорошо прокладывает швы резьбы, что удерживает влагу хорошо. Однако профессионалы не любят использовать такие материалы и предпочитают пользоваться специальным пропитанным льном, из которого делаются заготовки для резьбы сальника, винта и самой трубы.
Стоит помнить, что при дополнительной прокладке во избежание протечки, ни в коем случае нельзя переборщить с прокладывающим материалом, так как он может стать причиной трещины в сальнике или клапане, что приведет к неизбежной аварии в процессе эксплуатации. Образование трещин и микротрещин в таком случае можно расценивать, как «бомбу замедленного действия» так как предугадать, когда материал арматуры не выдержит достаточно сложно.
После перемонтажа радиатора и кранов регуляторов обязательно запустите систему и проверьте все соединения на ваших трубах отопления. После установки стоит наблюдать за системой в течение нескольких часов, так как проблемы могут возникать при расширении трубы из-за смены температурного режима.
Монтаж шарового крана
Установка крана для радиатора обязана проводиться при отсутствии теплоносителя в системе, исходя из этого ремонтные работы стоит проводить в теплое время года. Сам движение работ по монтажу шарового крана будет выглядеть следующим образом:
- Сначала выбираем подходящее место для установки. Кран должен стоять перед подсоединением трубы к батарее. В случае если в вашей системе предусмотрено наличие перемычки, которая соединяет входную и выходную трубы, то кран ставится за ней. Наряду с этим нужно проверить удобство пользованием. По окончании установки кран должен легко закрываться и раскрываться, не встречая препятствий,
- Устанавливаем кран. В случае если монтаж производится в один момент с установкой радиаторов отопления, то кран к трубе. При проведении работ на уже функционирующей системе нужно выполнить ряд предварительных работ. Прежде всего вырезается кусок трубы. После этого на его концах делается нарезка резьбы и изготавливается сгон. Затем возможно проводить монтаж самого крана. Наряду с этим направляться применить фум-ленту либо другой подходящий изоляционный материал,
- Последним этапом станет проверка герметичности соединения (нужно под давлением). Для этого система медлительно заполняется водой и лишь позже в ней увеличивают давление.
Перед приобретением крана для установки на батарею направляться проверить соответствие его диаметра с сечением трубы.
Монтажные работы
Кран и ФУМ лента
Как установить кран на батарею самостоятельно? Для этого потребуется сама запорная арматура, трубный ключ, пакля или ФУМ лента, а в некоторых случаях могут понадобиться плашка и «болгарка».
Установка крана на батарею отопления осуществляется так:
- Перекрываем воду в системе.
- Выбираем запорную арматуру подходящего диаметра.
- Если сборка трубопровода только начинается и резьба на концах труб перед радиатором нарезана, как и на патрубке самой батареи, то сразу переходим к её обмотке паклей или лентой ФУМ. Это необходимо делать до тех пор, пока кран не станет накручиваться с трудом.
Намотанная на резьбу ФУМ лента
- Если же осуществляется замена кранов на батареях отопления или монтаж на «голую» трубу, то задача немного усложняется:
- Старое изделие откручиваем с помощью трубного ключа и проверяем состояние резьбового соединения, так как оно больше всего подвержено коррозии. Если его состояние неудовлетворительное, то отрезаем его «болгаркой», иначе потом не спрашивайте себя: «Кто виноват если сорвало кран на батарее?». Также поступаем и в том случае, когда сам кран приржавел настолько, что не поддаётся откручиванию.
- Делаем новую резьбу плашкой для труб.
Нарезка нового резьбового соединения
- После чего совершаем герметизацию, как это описано выше.
- Накручиваем кран в соответствие со стрелкой на корпусе, которая указывает направление движения теплоносителя. Доводим его положение с помощью разводного ключа до упора.
- Проверяем, не мешает ли что-либо полному повороту рукояти.
- Включаем систему и тестируем запорную арматуру.
Если вдруг потек кран на батарее, то:
- Для начала просто пробуем подтянуть резьбу.
- При отсутствии устранения течи снова отключаем отопление и откручиваем изделие. Новая деталь сойдёт легко и её точно не придётся обрезать.
- Перематываем ФУМ ленту. Именно перематываем, так как старое уплотнение свою герметичность после снятия крана с резьбы уже потеряло.
- Накручиваем снова до упора, используя для этого трубный ключ.
Стрелкой помечено место, где течет кран на батарее отопления
Несколько слов о кране Маевского
Помимо обычных шаровых кранов существует механизм, кот орый предназначен специально для радиаторов — кран Маевского. Это устройство необходимо не для регулировки потока теплоносителя, а для удаления воздуха, который тем или иным образом попал в поток. В основе устройства находится игольчатый механизм, специально разработанный для этих целей.
Кран Маевского — небольшое устройство, которое обычно устанавливают в самой высокой точке отопительной системы, чтобы стравливать попавший в трубы воздух
Существуют два типа кранов Маевского — простая механическая модель и автоматическое устройство. Первым управляют вручную, второй настраивают соответствующим образом, и он включается, когда это необходимо. Удаление воздуха из отопительной системы позволяет предупредить образование воздушных пробок и повысить эффективность работы системы.
Устанавливают краны Маевского в самой высокой точке системы, где скапливается воздух. Если система работает с принудительной циркуляцией, перед включением такого крана рекомендуется отключить насос и подождать некоторое время.
Выбирая кран для чугунной батареи, следует помнить, что в таких конструкциях накапливается много загрязнений, которые создают дополнительную нагрузку на кран
Автоматический кран Маевского обычно используют только в системах автономного отопления. В этом случае владельцы дома могут контролировать качество теплоносителя, регулярно проводят чистку системы и т.п. В многоквартирных домах с централизованным отоплением используют модели крана Маевского с ручным управлением, они более прочные и лучше сопротивляются загрязнениям, которые характерны для теплоносителя в общественных системах. Автоматические модели в таких условиях очень быстро засоряются и ломаются. Особенно внимательными к состоянию кранов на радиаторах следует быть тем, у кого в доме стоят старые чугунные радиаторы.
Монтаж радиаторов на стену
Один шаровой кран меняется на термоголовку или клапан для координации степени нагревания и охлаждения отопительного оборудования. Дроссель (клапан) регулируется вручную, а термостатический элемент работает автоматически.
Жители верхних этажей ставят на радиаторы воздушники для отвода скопившегося воздуха. Ставятся краны Маевского или автоматические приборы. В многоэтажном строении подводки к батарее оснащаются перемычкой к вентилям или дросселям. Соединение обеспечивает передвижение воды в стояке при перекрытии подводного участка. Полное или частичное перекрытие подводки без перемычки приведет к охлаждению батарей у соседей.
Как открыть шаровый кран
Шаровый кран относится к элементам запорной арматуры, исключающих регулировку напора жидкости при любом давлении. Его основная задача полностью перекрыть поток жидкости или наоборот. При недостаточном закрытии или открытии (до упора рычага) происходит износ шара, что быстро приводит к его поломке.
Как правильно определять рабочее состояние шарового крана. Сама конструкция предусматривает использование в качестве ручки Г-образный рычаг, длинною около 10 см. Это делается для того, чтобы пользователь, не прилаживал особых усилий при поворотах рычага. Внимание, когда рычаг установлен вдоль трубы водопровода, кран открыт (вода идёт в радиатор). Если рычаг находится перпендикулярно трубе, это закрытое положение (жидкость не поступает в батарею).
Шаровый кран часто используется в местах «пассивной» эксплуатации. Обычно это слив, на батареях, для выпуска воздуха. Или центральная подача теплоносителя в системах индивидуального отопления.
Принцип регулировки температуры радиаторов отопления
Он напрямую связан с особенностями конструкции этого элемента и его установкой. Кран представляет собой шар, имеющий сквозное отверстие.
Контролируется работа крана с помощью рукоятки, зафиксированной к шару штоком.
Важно! Для монтажа прибора требуется грамотно выбрать местоположение так, чтобы поворот рукоятки в дальнейшем не помешал другим устройствам отопительной системы.
Значения диаметров крана и трубы должны быть идентичными.
Фиксация устройства должна проходить параллельно по мере его закручивания с использованием пакли или специальной ленты. Они обеспечивают механизм дополнительной защитой от протечек. Правильность установки в дальнейшем проверяется путём подачи напора воды.
Фото 1. Устройство шарового крана для регулировки температуры в радиаторе отопления. Стрелками показаны части изделия.
Приведение ручки в действие способствует движению механизма вокруг собственной оси. Поворот шарового отверстия к патрубкам и трубопроводным входам делает возможной циркуляцию теплоносителя через неё, в противном случае проток жидкости будет перекрыт.
Шар в таких механизмах может быть зафиксированным и подвижным. В первом случае он прикреплён к штоку так, что полностью остаётся статичным. Герметичность такого соединения обеспечивают болты либо тарельчатые пружины.
Подвижный шар способен передвигаться в зависимости от степени водного давления на него. В силу этой возможности такая разновидность механизма имеет большее распространение, нежели первая.
Как открыть кран
Делается это для подачи максимально возможного количества теплоносителя с целью обеспечения помещения теплом. Для регулировки механизма требуется повернуть рукоятку параллельно его собственной оси и трубе.
Для удобства на корпусе крана присутствуют выступы, указывающие ограничения по степени его открытия. Выполняется это против часовой стрелки.
Как закрыть
При этом действии полностью прекращается циркуляция теплоносителя. Требуется это делать в том случае, когда возникает необходимость снизить температуру радиатора до минимума, например, летом.
Рукоятка прибора в положении «перекрыто» должна образовывать с его осью и трубопроводом угол в 90 градусов. В соответствии с выступами движение ручки для остановки циркуляции жидкости должно выполняться по часовой стрелке.
Справка. В обеих ситуациях, при отсутствии рукоятки, определить положение крана возможно по выточке. Если она сонаправлена с трубопроводом и самим механизмом, то его положение «открыто», в противном случае проток жидкости перекрыт.
Каким образом повернуть заклинивший кран на батарее, отрегулировать его
Зачастую такая ситуация возникает, если периодически, в качестве профилактики, не менять положение механизма и не разрабатывать его. Прежде чем предпринимать направленные действия по ремонту прибора, стоит попробовать сделать это руками.
Внимание! Необходимо заранее знать, из чего выполнен кран, так как использование дополнительных механических инструментов может нанести необратимый вред механизму.
Ремонт начинается с откручивания фиксирующей гайки и снятия рукоятки. Под ручкой располагается верх штока.
В некоторых моделях устройств имеется прижимная втулка под шестигранник, которая оказывает давление на сальник. Если шток проворачивается только путём приложения усилий, то фиксацию втулки делают немного свободнее.
При этом довольно частым явлением бывает образование небольших потёков воды наверху крана.
Затем с помощью разводного ключа медленными движениями из стороны в сторону разрабатывается шток.
Важно! Прилагать повышенных усилий или ускорять восстановительные работы опасно. Это может привести к процессу полной деформации шара или механизма в целом.
Завершающим этапом ремонтного процесса является установка рукоятки обратно. Пробный поворот её до выступов разрешённой степени открытия позволяют определить, можно ли фиксировать прижимную втулку. Окончательно регулирующая ручка устанавливается на место только после положительного результата испытаний и проверки механизма на отсутствие течи.
Чтобы избежать в дальнейшем неприятных последствий в виде поломки крана, не стоит использовать устройство, изготовленное из силумина, с толщиной стенок его патрубков менее 2,8 мм. При этом стоит обращать внимание на продукцию с высоким уровнем качества, изготовленную европейскими или турецкими фирмами-изготовителями.
Первое с чего стоит начинать, это определить зону ответственности. Если радиатор оборудован отсекающими кранами то за функциональность радиатора по закону отвечает собственник. Если кранов нет то управляющая компания.
Если отекающих кранов на батарее нет то лучше самостоятельно не пытаться спускать воздух. Во первых это опасно – ели что то пойдет не так, без отсекающих кранов вы не сможете отключить радиатор от стояка и потоп в этом случае обеспечен. И зачем все это нужно? Когда можно позвонить в жек и потребовать привести радиатор в рабочее состояние, напомнив им о том что кранов на радиаторе нет.
Если на вашем “завоздушенном” радиаторе установлены отсекающие краны то их нужно перекрыть и спокойно заняться установкой крана Маевского.
Сам кран маевского выглядит так
Так выглядит радиатор в который установлен кран Маевского.
Это был мануальный воздухоотводчик – который нужно вручную – спецключом или отверткой открывать для спуска воздуха из радиатора. А есть еще и автоматические радиаторные воздухоотводчики.
Вот например
Или вот такой
Подробнее.. о том какие бывают автоматические воздухоотводчики.
Стоит отметить что не всегда получается заменить глухую радиаторную пробу на футорку из за ржавчины. Проделывается подобная процедура только при отключенном отоплении – на опустошенной батарее. Обычно пробки и футорки на старых чугунных радиаторах приржавевшие и для того что бы их выкрутить понадобится немало слессарных изхишрений. В результате успешной операции по выкручиванию пробки из чугунной батареи мы сможем увидеть старую пробку на место которой вкрутим новую футорку предназначенную под кран маевского.
В результате, после сборки батареи получится конструкция оснащенная краном которым можно спускать воздух в любое время. При помощи простой отвертки.
Вообще можно спускать воздух из старых чугунных радиаторов без крана маевского даже при помощи дрели – сверлением отверстия в верхней части самой крайней секции завоздушенного радиатора,либо в верхней чугунной пробке. Которую в дальнейшем (после спуска воздуха) можно легко заглушить, вкрутив в это отверстие простой саморез, обмотанный льном с пропиткой герметика либо сантехничекой гидропастой или фум лентой (кому как нравится). Это самый дешевый и как не странно, безопасный способ убирания воздуха из радиатора, который нет возможности оснастить краном маевского по причине невозможности отключения и слива стояков отопления или из за того что все гайки проржавели и ничего уже невозможно разобрать.
В общим все перечисленные способы развоздушки батарей, не могут быть реализованы без отключения их от работающей системы отопления. Но это все слишком сложно и затратно. Одна только согласовка разрешения в ДУКе, на отключение стояка отопления может при неправильных действях и до суда довести…
Но не будем о грустном.. Мы значит имеем старую чугунную батарею с вероятнее всего приржавевшими чугунными пробками на которых и в помине не было никаких кранов маевского и которые нельзя пытаться откручивать для того что бы спустить воздух через резьбу не получится (можно только на новых, на старых опасно) и что тогда остается? Остается тупо взять в руки дрель и специальный шуруп, но об этом в следующей статье.
Рекомендации
Для того что бы икать способы спуска воздуха с радиатора в котором нет крана маевского нужно разобраться в главном вопросе: — «А нужно ли его спускать если при установке чугунного радиатора кран на радиатор не…
Как выгнать воздухВопрос: — Можно ли выгнать воздух из чугунного радиатора саморезом?Ответ: — Можно но опасно.. При таком радикальном способе нужно иметь возможность моментального отключения стояка отопления. Если что то пойдет не так В статье…
Регулировка батарей отопления в многоквартирных домах с коллекторной разводкой очень часто требуют регулировки из за того что в радиаторах отопления скапливается воздух который нужно либо регулярно спускать краном маевского что является не совсем удобным либо…
Когда менять батареи
О том, что пришло время замены радиаторов отопления, сообщит потребителю множество факторов. Сгнившие от времени батареи начинают течь, не справляясь с гидроударом и возросшим давлением в системе отопления. Из-за отложения солей внутри радиатора также растет давление воды и уменьшается просвет, из-за чего теплоноситель не поступает во все концы батареи, качество обогрева помещения снижается. Еще одна причина замены батареи – неправильно рассчитанная мощность прибора. В таком случае тепла не хватает, приходится подключать дополнительные обогреватели, а это означает повышение трат на электроэнергию.
Если вы живете в частном доме, добавить мощности, а с ней и тепла, несложно, раскочегарив сильнее котел отопления. В квартире многоэтажного дома этот вариант не сработает, выход только один: в замене батарей. Но и в частном доме случается необходимость модернизации. Производители с каждым годом создают все более совершенные модели радиаторов, уменьшая энергоресурс и увеличивая КПД техники. С течением времени установленный радиатор устареет, и для финансовой экономии необходимо задуматься о новых радиаторах. Кроме того, нельзя забывать и о том, что у любого технического средства имеется свой срок службы. Когда он подходит к концу, велик риск внезапной поломки, что понесет за собой финансовые потери не только на замену техники, но и на устранение последствий.
Заключение
Самому перекрыть батарею отопления в квартире очень просто, если она правильно подключена к тепловой сети и довольно хлопотная, если отсекающей арматуры нет. Имеется в виду, что работы ведутся зимой и трубопроводы находятся под давлением теплоносителя, летом подобных проблем не существует. Напоследок рекомендация: для снятия и замены радиаторов выберите теплую погоду на улице, тогда по температурному графику котельная подает не слишком горячую воду. Ремонтные работы станет вести удобнее и безопаснее.