Assma.ru

Ремонт и стройка
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды металлических хомутов

Какие бывают виды хомутов? Характеристика и применение всех типов

Хомутом называют соединительный элемент, который внешне представляет собой такое устройство — стержень. Окончания у этой продукция могут стягиваться, создавая круг. Такое изделие нужно для того, чтобы надежно закреплять и герметизировать шланги, трубы, части трубопроводов, кабели, патрубки.

Существуют такие виды хомутов с температурными диапазонами и техническими документами, которые мы представили в таблице.

Технический документ

ГОСТ Р МЭК 62275-2015

Далее рассмотрим все типы хомутов с их характеристикой и применением.

Виды стальных хомутов

Для монтажа различных видов трубопроводов требуются крепёжные элементы разных конструкций. Специалистами используются следующие разновидности стальных хомутов:

  • Спиральные хомуты — соединяют усиленные части трубопроводов, встречаются простые модели, силовые, с мостиком;
  • Силовые модели хомутов для соединения элементов систем, эксплуатируемых под высоким давлением;
  • Усиленные варианты крепежа используют для толстостенных или армированных рукавов с рабочей средой под высоким давлением;
  • Проволочные хомуты подходят к шлангам и гофротрубам, испытывающим сильную вибрацию;
  • Червячные хомуты так же используют на участках с повышенной вибрацией, чаще всего, в водоснабжении и отопительных системах;

  • Трубные фиксаторы применяются в случаях, когда нужно жёстко закрепить участок трубы открытым способом. Жёсткая фиксация способствует снижению напряжения в трубопроводе. Трубный хомутовый крепёж выглядит как два полукольца или скобы со стяжным механизмом;
  • Пружинные хомуты используют для труб с горячими рабочими средами;
  • Ремонтные экземпляры с герметизирующими уплотнительными вставками используются сантехниками в проведении восстановительных работ. С их помощью эффективно устраняются повреждения в системах: трещины в трубах, свищи, дефекты сварочных швов. Один из самых простых образцов ремонтного назначения представляет собой металлическое кольцо с загибами с обоих концов. Под кольцо подкладывается резиновая прокладка, в загибы вставляется болт, и гайка туго затягивается. Ячеистая резина, из которой делают прокладку, при максимальном сжатии герметично перекрывает течь в водопроводе.

Производители предлагают различные виды хомутовых креплений. Их принято классифицировать по материалам изготовления, форме, назначению, способам монтажа, наличию дополнительных элементов, а также иным конструктивным особенностям.

Из чего делают стальные хомуты

Для производства простейших двухсоставных моделей используется нержавеющая сталь. Скобы для фиксации шлангов изготавливают из оцинкованного металла. Трубные хомутовые фиксаторы изготавливают из более прочных материалов, усиленных волокнами из никеля.

Приспособления для крепежа могут быть в виде разъёмного кольца, скобы в форме полуовала, полосы. Встречаются сдвоенные варианты, ими фиксируют трубы, расположенные на очень близком расстоянии друг от друга. По назначению хомуты могут быть крепёжными и ремонтными.

Крепёж хомутами может быть подвижным или жёстким. Подвижное крепление используют в монтаже систем горячего водоснабжения, когда воздействие рабочей среды может привести к изменению размеров и форм труб. Подвижно закреплённые трубы могут смещаться и возвращаться в исходное положение. Жёсткое крепление не позволяет скрепляемому элементу сдвигаться с места и обеспечивает противостояние максимальным нагрузкам.

У некоторых моделей хомутов имеются резиновые прокладки. Они гасят вибрацию, снижают уровень шума, увеличивают герметичность соединений. Эти экземпляры имеют более высокую стоимость, которая окупается прочностью и надёжностью соединений.

Основываясь на то, из какого материалы изготовлены хомуты, из делят на металлические и пластиковые виды. Первый вариант является более надежным, но стоит учитывать то, что второй вариант не подвергается коррозии и чаще всего кажется практичнее. Но есть также хомуты из нержавеющей стали, которые не поддаются коррозии. В целом, у каждого вида есть свои плюсы и минусы.

В нашем магазине можно приобрести следующие хомуты:

  1. Червячный хомут. Представлен в виде ленточного крепежа, который оснащен винтом. Основная их функция: фиксация и герметизация шлангов и рукавов. Производятся из нержавеющей и оцинкованной стали. Обладают стойкостью к коррозии, продолжительным сроком работы, высокой стойкостью к нагрузкам и механической прочностью.

2. Силовой хомут. Это вид изделий, который выдерживает даже самые тяжелые нагрузки и приспособлен к сложным условиям. Устанавливают данный вид на шланги и трубы с высоким давлением среды. Силовой хомут обладает широким диапазоном диаметров, стойкостью к агрессивному воздействию среды. Хорошие и надежные силовые хомуты выдерживают давление 20 атмосфер.

3. Пружинный хомут. Используется для фиксации в системе охлаждения и отопления. Вид предназначен для того, чтобы затягивать шланги. Хомуты представляют собой полосу из стали с двумя выступами для зацепа. При работе с ними материал не деформируется, а благодаря закругленным кромкам герметичность шланга не нарушается. К примеру, шланги на системах отопления и охлаждения постоянно сжимаются и разжимаются – пружинный хомут адаптируется под размер шланга и не пережимает его, что увеличивает его долговечность.

4. Шрусовый хомут. Эту разновидность используют для того, чтобы крепить пыльники и предотвращать смазочные вытекания. Внешне от представляет металлическую ленту с отверстиями, в которые вставляется выступ для надежной фиксации. Шрусовые хомуты еще называют ушковыми, которые применяются в топливной системе немецких авто (чаще всего) – BMW, Mercedes, автомобили концерна VAG.

  • Хомут ШРУСовый ∅106-114 х 9
  • Хомут ШРУСовый ∅88-96 х 9
  • Хомут ШРУСовый ∅82-90 х 9

5. Мини хомут. Их используют для шлангов и патрубков маленького размера. Также они хорошо подходят для фильтров топливной системы. Изготовлены из нержавеющей стали. Обладают высокой стойкостью к коррозии. За счет небольшого шага размера и поддерживающей скобы – хомуты равномерно сжимают шланг и не передавливают его, а закругленные края не портят и не режут шланг.

Читать еще:  Отделка металлической лестницы – совершенствуем домашний декор

Ремонтные хомуты для трубопроводов: правила эксплуатации и внешней вид

Для ликвидации опасных последствий аварий на трубных магистралях применяются хомуты ремонтного типа. Например, при прорыве водопроводной или отопительной системы, достаточно просто зафиксировать место проблемы без сброса давления. Такой способ ремонта может носить временный или постоянный характер.

Ремонтный хомут может состоять из нескольких секций

Технические характеристики для ремонтных фиксаторов

С технической точки зрения, трубный нержавеющий или оцинкованный хомут представляет собой скобу с резиновой вставкой, которая придаёт месту соединения герметичность. Однако данные модели приспособлений предназначены исключительно для повреждений на прямых участках трубопровода. На изгибах или разветвлениях лопнувшие конструкции отремонтировать таким образом невозможно.

Приспособления для ремонта трубопроводов обязательно должны обладать следующими характеристиками:

  • наличие болтовых зажимов;
  • присутствие резинового герметика разной толщины;
  • возможность распорки деталей обжима между собой;
  • прочный металл, который не поддаётся деформации.

Для трубных хомутов характерно использование разрезанного уплотнителя

На заметку! Временная защита от потопа при прорыве водопроводной или канализационной трубы гарантирована при использовании ремонтных оцинкованных хомутов.

Какие бывают виды ремонтных хомутов

В зависимости от сложности работы по креплению трубопроводов, необходимо выбирать и модель ремонтного хомута. Разберёмся с существующими разновидностями:

  • односторонний. Чаще всего, это U-образная модель крепежа, которая имеет одну полуось с резьбой на концах и перемычку, которая впоследствии фиксирует трубу с помощью болтов. Однако такой вариант приспособления удобен только для предотвращения различных протечек;
  • двухсторонний — это конструкция, имеющая два металлических полукруга, которые соединяются между собой с помощью болтов, который на данной конструкции может быть от 2 до 4 штук;
  • многосоставной. Такой хомут представляет собой более сложный вид крепления. Обычно этот вариант предназначен для фиксации нескольких трубопроводов одновременно.

Силовые крепежи могут сужаться к месту крепления

Разновидности

Хомут металлический червячный изготавливают исключительно из стали, но сталь может иметь различные свойства.

По этому признаку различают следующие виды хомутов:

  1. Стальные оцинкованные. Отличаются повышенной стойкостью к воздействию агрессивных химически активных веществ. В числе преимуществ – дешевизна и высокая надежность соединения. Область применения – монтаж водопровода, систем охлаждения и газоснабжения.
  2. Из нержавеющей стали. Для них используется сталь: легко намагничивающаяся, плохо намагничивающаяся, а также сталь с антимагнитными свойствами. Крепления из нержавейки обладают высокой устойчивостью к коррозии и резким температурным перепадам, используются в сырых помещениях и для работы под открытым небом. В числе недостатков – более высокая цена.
  3. Комбинированные. Для изготовления винта используется углеродистая сталь, а для ленты и замка – нержавейка. Благодаря такому сочетанию, удается добиться оптимального соотношения цены и качества.

Хомут червячный размеры винта имеет разные, в зависимости от формы головки. А она бывает различной конфигурации: шестигранную, с прямым или крестообразным пазом, с буртиком. В соответствии с формой головки следует подбирать отвертку для работы. Существуют также с пластиковым винтом-барашком, позволяющим обходится без отвертки.

Кроме того, хомуты отличаются:

  1. Длиной ленты и, соответственно, возможным диаметром. Размеры червячного металлического хомута различают, используемые для труб с сечением от 0,8 до 1,6 см, от 1,2 до 2,0 см, от 1,6 до 16 см, свыше 16 см.
  2. Шириной ленты. Как правило, узкие используются в случае, когда соединяемые элементы будут испытывать сильную вибрацию. Область применения широких – рукава, для которых противопоказано слишком сильное сжатие.
  3. Способностью выдерживать нагрузки определенной интенсивности: в соответствии с этим критерием различают хомуты легкой и тяжелой серии.

Как уже говорилось, лента крепления может иметь зубья или насечки. Лучшими считаются хомуты с зубьями, изготовленными методом гофрирования и расположенными под определенным углом. В хомуте с такими зубьями винт никогда не соскакивает с ленты, даже если приходится работать в экстремальных условиях. При наличии же на ленте перфорированных отверстий – просечек, хомут менее стоек к механическим воздействиям.

Виды хомутов

Хомуты могут быть использованы, для выполнения самых разных задач. Для удобства использования, производители разработали несколько разновидностей, каждая из которых обладает индивидуальными особенностями.

На рынке они представлены такими видами:

Спиральный – представляет собой своеобразную обжимную ленту, в которой имеются отверстия для болтов. Они широко используются в работах на магистралях (где имеется высокое рабочее давление), гидравлических системах и т.п.

Проволочный – визуально представляет собой одно или несколько металлических колец и имеет в конструкции стягивающий элемент. Основная область предназначения, работа с гофрированными трубами.

Винтовой червячный – это полоска с дорожной из зубчиков, для затягивания оснащаются шурупами. Часто применяются в отопительных системах. Также червячные хомуты используют в качестве механизма фиксации для систем трубопроводов, которые особенно подвержены вибрации.

Трубные – такой тип представляет собой кольца со скобами. Их устанавливают тогда, когда есть необходимость в снижении внутреннего напряжения системы.

Пружинные – узкоспециализированные приспособления. Применяются для треб, которым характерно линейное расширение.

Читать еще:  Мечта самоделкина; шкаф для инструментов своими руками с чертежами и подробным описанием

Пружинный хомут

Усиленный – такие модели отличаются особой прочностью конструкции. В них лента и замок представляют собой по сути одно целое, они могут быть сварены или склепаны. Применяются в таких ситуациях, когда есть угроза высокого давления.

Зажимные хомуты для гибких шлангов

Для гибких шлангов в основном используется 2 вида зажимных элементов. О червячных мы уже говорили, а вот на силовых хомутах для шлангов высокого давления стоит остановиться подробнее.

Силовой хомут для шлангов высокого давления

Для обжима шлангов высокого давления применяют несколько видов изделий:

  • литые универсальные, имеющие 2 болтовых соединения (по одному с каждой стороны);
  • проволочные оцинкованные с затяжным болтовым механизмом;
  • ленточные оцинкованные с тем же механизмом затяжки;
  • силовые – здесь обжим производится при помощи подобия ленты, но болтовые зажимные механизмы расположены с двух сторон.

Силовое сантехническое изделие из нержавеющей стали

Виды хомутов

По конструкции

Конструктивно хомуты разделяются на 3 вида:

  1. Кольцо, которое раскрывается с одной стороны и подвижное разъемное соединение с другой стороны. Закрепляется соединение болтом.
  2. Два полукольца, которые между собой скрепляют при помощи болтов.
  3. Скоба, по форме выглядит как буква U. Такой вид крепежа бывает обрезиненной прокладкой или поверхностью внутри, либо быть полностью металлическим.

По задачам

Хомуты подразделяются на основе выполняемых задач:

  • Спиральные
  • Силовые
  • Усиленные
  • Проволочные
  • Червячные
  • Трубные врезные

Подробности

СПИРАЛЬНЫЕ

Спиральные хомуты разделяются на два вида, разница между ними, только в поворотном механизме стягивания, левое направление затягивания или правое. Используются магистралей из армированных труб.

СИЛОВЫЕ

Деталь — это лента с механизмом стягивания. Прямое назначение — крепление труб находящихся под давлением. Особенно удобно применять для труб прямоугольной формы, для жестких шлангов, для гидравлических систем пневмопривода, для шлангов с жесткими стенками и армированием.

УСИЛЕННЫЕ

Фиксируют трубы с более сильным давлением. Применяют для жестких или армированных рукавов. Ограниченная длинна шарнирных винтов, обеспечивает фиксацию с малой разницей внутреннего сечения. Выдерживают давление до 30 атм. И имеют достойную прочность.

ПРОВОЛОЧНЫЕ

Конструкция изделия — одного или несколько колец проволоки из стали покрытой цинком. При длительной эксплуатации не деформируются. Оптимальный вариант эксплуатации для гофрированных изделий, для труб имеющих тонкие мягкие стенки и для систем с повышенной вибрацией.

По методу стягивания проволочные хомуты различаются на два типа:

  • Винтовое крепление. Для соединения спиральных шлангов.
  • С крепежом, работающим по типу пружины. Для его крепления предназначены специальные «ушки», которые зажимаются/отжимаются пальцами для увеличения/уменьшения диаметра изделия, не требуя никаких дополнительных инструментов.

ЧЕРВЯЧНЫЕ

Внешне хомут похож на монолитную зубчатую дорожку из металла, со стягивающим винтом. Хомут с такой конструкцией обладает равномерным стягиванием. Используется для прочного монтажа шлангов и труб, предполагающих наличие вибрации, а так же в отопительных системах и системах водопровода.

ТРУБНЫЙ

Конструкция — круглое кольцо из металлической пластины с резиновым вкладышем внутри. Зажим осуществляется с одной или двух сторон при помощи болта. Данный тип изделия применяется для крепежа открытых труб, на определенном участке для уменьшения напряжения системы и качественной фиксации положения труб.

ВСЕ ХОМУТЫ С УПЛОТНИТЕЛЕМ В ВИДЕ РЕЗИНОВОЙ ПРОКЛАДКИ, ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ ЦЕЛЕЙ: СНИЖЕНИЕ ВИБРАЦИИ ТРУБ, ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ШИМА, ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ СОЕДИНЕНИЯ.

СТОИМОСТЬ ХОМУТОВ РЕЗИНОВЫМИ ВКЛАДЫШАМИ ВСЕГДА ВЫШЕ .

ПРУЖИННЫЙ

Применяется для крепежа трут СХВ и СГВ из-за воздействия высоких температур, что приводят к расширениям и разного рода деформациям.

Виды и особенности червячных хомутов

Червячный хомут – вид крепежного изделия, предназначенный для крепления , соединения и герметизации шлангов, труб разных размеров, пневморукавов и патрубков. Такой хомут имеет в своей конструкции ленту, винт и замок червячного соединения. Корпус изготавливается с помощью прессования, поэтому конструкция очень прочная и стойкая, что позволяет надежно соединить трубу или шланг. Особое внимание уделяется изготовлению ленты, на ней не должно быть острых краев, чтобы не повредить трубы и шланги.

Виды червячных хомутов

Червячные хомуты различаются по размерам, которые подбираются в соответствии с диаметром труб, шлангов или патрубков. Они широко используются в автомобилестроении, промышленности, производстве воздуховодов и вентиляционных систем и др.

Существуют червячные хомуты «бабочка», которые имеют специальный винт. Такие хомуты используются, когда шланг неоднократно нужно снимать и подключать. Другая разновидность такого хомута — червячный хомут с барашком , диапазон диаметра которого колеблется от 16 до 60 мм.

Сам винт может иметь различные виды головок:

  • Шестигранный;
  • Со шлицевым пазом;
  • С крестообразным пазом;
  • С буртиком.

Червячные хомуты изготавливаются из оцинкованной иили нержавеющей стали, что делает их устойчивыми к агрессивной среде и не подвергающимися коррозии.

Конструкционные особенности по ГОСТу

Основная сфера использования червячных хомутов – пневматические и гидравлические системы. Такие параметры, как конструкционные особенности и размеры, определяют ГОСТом 28191-89. Они различаются по типам и сериям.

Червячные хомуты подразделяются на хомуты легкой и тяжелой серии. Хомуты легкой серии имеют диаметр от 8 до 16 мм, от 12 до 20 мм, от 16 до 160 мм и свыше 160 мм. Тяжелые – от 16 до 160 мм и свыше 160 мм.

Читать еще:  Способы укладки ступеней из тротуарной плитки

Червячные хомуты предназначены для неоднократного использования (свыше 50 раз). Предел прочности составляет 40 кгс/мм2. При повторном использовании хомут должен быть таким же прочным и надежным как при первом. На хомуте не должно быть вмятин, заусенцев, следов коррозии, деформации и острые края.

Обозначение

На поверхности крепежа указывается информация о червячном хомуте: тип, диапазон диаметров. Например, надпись 1Л 12-20-6 Н ГОСТ 28191-89 означает, что хомут червячный легкой серии, диапазон диаметров от 12 до 20 мм с шестигранной головкой, изготовленный из нержавеющей стали.

На российском рынке предоставляется множество вариантов червячных хомутов разных диаметров и типов на любой случай. Вам нужно лишь выбрать подходящий.

Классификация

Пружинные хомуты для шлангов бывают нескольких видов. Детали могут быть сделаны из:

  • круглой проволоки – используют в системах охлаждения (только низкое давление);

Проволочные хомуты

  • пружинной стали – необходим для приборов, работающих при высокой нагрузке (шланги ДВС, двигатель внутреннего сгорания, патрубки радиатора);

Пружинный хомут

  • плоской ленты – подходит для малонагруженных узлов (бытовая техника).

Ленточный хомут

При монтаже оборудования нет необходимости применять специальные инструменты. У хомута имеются два зубца, посредством которого увеличивают размеры фиксирующего кольца. Название детали объясняется пружинными свойствами исходного материала. Пружинные зажимы редко внедряют в системах высокого давления.

Чтобы добиться надежной фиксации, используют хомуты червячного типа. Оба конца детали объединяют посредством уникального элемента.

Силовые хомуты используют для фиксации армированных шлангов. В перечне наиболее распространенных присутствуют универсальные зажимные элементы. Они способны функционировать при разных температурных режимах.

Ленты могут иметь:

  • сквозные отверстия – такие изделия делают из резины, чем обусловлена их невысокая прочность;
  • два выступа (отверстия отсутствуют) – они направлены в две разные стороны;
  • выпуклости, расположенные на наружной стороне (отверстий нет) – считаются наиболее прочными.

Обжимные изделия также классифицируют, ориентируясь на конструкцию и назначение. Хомуты также бывают спиральными, проволочными, силовыми и трубными. Детали, оснащенные усиленным крепежом и уплотнением из резины, часто называют силовыми шарнирными устройствами.

Главной особенностью обжимных хомутов является наличие бандажа, характеризующегося определенной толщиной. Манжету делают из рифленой резины. Она предупреждает повреждения разного характера при затягивании деталей. Благодаря этому происходит снижение уровня шума и вибрации во время применения трубопровода.

Хомуты червячные NORMA

Многофункциональные червячные хомуты для шлангов NORMA серии TORRO идеально подходят для разнообразных условий эксплуатации при воздействии больших механических нагрузок. Благодаря своей прочности на растяжение, большому моменту на разрыв и равномерному распределению усилия натяжения, они являются стандартом современных хомутов для шлангов.

В продаже представлен весь размерный ряд червячных хомутов, начиная от миниатюрного 1/2″ (8-12мм.) и заканчивая 9″ (220-240 мм.)

Хомуты червячные изготовлены из высококачественной стали. Все элементы хомута защищены цинко-алюминиевым гальваническим покрытием (W1), что препятствует возникновению коррозии и обеспечивает длительный срок службы изделия. Также все размеры червячных хомутов NORMA серии TORRO выпускаются и из высококачественной химически стойкой нержавеющей стали (W2).

Хомуты отличаются ассиметричным расположением червячного соединения и резьбы. Смещение червячного соединения положительно влияет на долговечность хомута.

Гладкая внутренняя поверхность и отбортованные кромки ленты предохраняет поверхность закрепляемых шлангов и патрубков при стягивании и работе скобы от повреждений.

Толщина ленты хомута с покрытием = 0,8 мм. Толщина ленты хомута из нержавеющей стали = 0,7 мм.

Конструкция червячного узла обеспечивает стабильный зазор и оптимальный угол резьбы в паре винт-лента, что в сочетании с высокоточным исполнением, использованием специальной стали и гальванического покрытия, обеспечивает равномерное усилие сжатия по периметру, большой предельный момент при затяжке, высокую вибростойкость и наработку на отказ.

Легко вращающийся винт в замке хомута, надежно фиксирует соединяемые узлы и позволяет при затяжке ленты использовать гаечный ключ, а также шлицевую и крестовую отвертки.

Важнейшим показателем качества хомута является так называемый момент затяжки.

По требованиям шведского стандарта SS2298E, рекомендуемый момент затяжки для ленты хомута шириной 7 мм. и диаметром 15-24 мм. составляет 3-4 Нм. Тесты, проведенные с хомутами , показали, что они легко выдерживают момент затяжки 4,5-5 Нм.

В случае отсутствия герметичности соединения причину надо искать в другом (неправильный подбор по диаметру соединяемых узлов, порезы патрубка, и т.д.)

Хомуты выпускаются по германскому стандарту DIN 3017.1, производство сертифицировано по ISO 9000, 9001, 9002; ISO 14001.

Хомуты должны допускать многократное использование для рукавов одного и того же диаметра и обеспечивать герметичность соединения. Области применения червячных хомутов для шлангов: магистрали охлаждающей воды, топливопроводы под давлением и без давления,вентиляционные линии, нефтепроводы, воздуховоды пониженного и повышенного давления (например, наддува воздуха)

Червячные хомуты NORMA серии TORRO соответствуют самым жестким требованиям и нормам к этому виду продукции, и будут надежно служить Вам и Вашему автомобилю. Пример условного обозначения:

Хомут TORRO S W1 C7 (16-27мм) NORMA

Хомут TORRO S — обозначение червячного хомута W1 — обозначение марки стали — оцинкованная сталь C7 — ширина силовой ленты (мм) (16-27мм) — рабочий размер (мм) NORMA — производитель

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector