Assma.ru

Ремонт и стройка
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды пожарной охраны в РФ

Наказ о градском благочинии

Царь Алексей Михайлович заложил в наказ основные принципы деятельности пожарной охраны, которые остаются актуальными до сих пор.

  1. Наличие штатного состава, который получал вознаграждение
  2. Осуществляются постоянные профилактические объезды по городу. Позже такие поездки получили название дежурство.
  3. Созданы водоливные трубы, которые с успехом начинают использовать при тушении возгораний
  4. Объезжие получают право определять наказание для горожан, нарушивших установленные правила противопожарной безопасности.

Данная служба оправдала свое появление. Штатные составы огнеборцев начинают появляться почти во всех городах российского государства.

Совершенствование пожарно – сторожевой охраны продолжил Петр I. Он создает первую противопожарную охрану, состоящую из профессионалов. Для нее начинает возводиться при Адмиралтействе первое депо. Осуществляется закупка специальных пожарных насосов из кожи, имевших медные брандспойты.

Расширение строительства пожарных депо и их планомерное размещение по территории России начинается при царствовании Николая I. В этом период возводится русская достопримечательность того времени – пожарная башня для наблюдения, получившая тюркское название каланча. Она имела сигнальный флагшток. Она стала наиболее высоким местом, с которого открывался вид не только на окраины города, но и на ближайшие поселения.

Приход XIX в. ознаменовался строительством завода по изготовлению противопожарного оборудования, в главных городах – Москве и Санкт-Петербурге. В 1904 г. сходит с завода первый автомобиль, предназначений для тушения огня.

Что такое пожарная охрана

Это совокупность органов, служб, обеспечивающих предупреждение возгораний, ликвидацию последствий. Структура проводит аварийно-спасательные работы, реагирует на вызовы граждан.

История

Пожарная служба появилась давно. Она отличалась от сегодняшней. Основные принципы заложены царем Алексеем Михайловичем. Он издал «Наказ о Градском благочинии» от апреля 1649 года. В этот период зародилась пожарная охрана.

В документе говорилось, что караульный состав должен получать вознаграждение, объезжать город с целью профилактики, наказывать тех, кто нарушил закон. Создание службы стало оправданным, подобные подразделения начали появляться по всему Российскому Государству.

Назначение

Пожарная охрана защищает население, объекты от возгорания. Она занимается организацией профилактических мероприятий, чтобы минимизировать возможность появления огня.

Структура предназначена для тушения пожаров любых типов и сложности.

Функции

Основные задачи противопожарной службы:

  • ликвидация очагов возгорания;
  • ведение работ по спасению людей, имущества;
  • взаимодействие с подразделениями при тушении пожара.

Также в функции ПО входит налаживание бесперебойной связи с медицинскими службами, коммунальщиками.

Резюмируем

Итак, закон предусматривает работу пяти видов структур, призванных обеспечивать противопожарную безопасность. Раньше их перечень был шире. Но и сегодня в экзаменационных билетах предусмотрен вопрос, какого вида пожарной охраны не предусмотрено законодательством. Сегодня упразднены межведомственные подразделения. Действующие сегодня структуры показывают целесообразность нормативов, поскольку снизились показатели смертности на пожарах, а имущественный ущерб – на 20%. Руководство структурой закреплено за несколькими инстанциями:

  • Правительство РФ;
  • МЧС;
  • прочими ведомствами.

Например, действия по ликвидации пожаров в лесных массивах выполняются силами Рослесхоза, но они согласовываются с МЧС. Комплекс мероприятий защиты государства, населения, природы, промышленности постоянно расширяется: создаются новые технологии, расширяется число подразделений, увеличивается количество техсредств, становятся результативней средства и методы. Выработан четкий алгоритм взаимодействий власти, администраций, министерств, охраны и граждан.

История развития пожарной охраны в России с Петровских времен

Петр I в ходе своей реформаторской деятельности ввел новшества и в систему пожарной охраны. Главным за организацию тушения очагов возгорания в столице он назначил полицмейстера. При выезде на пожар принимали участие как постоянно действующие части, так и простые граждане, которым эта обязанность была в повинность. Список таких граждан составляли полицейские. Постоянные бригады пользовались инвентарем, находящимся в расположении воинских частей и административных зданиях города. Представители населения должны были являться на пожар с собственным инвентарем.

С целью упорядочивания пожарной службы населенные пункты были поделены на округа. Только в Москве насчитывалось 20 таких контор, каждая из которых имела собственную команду, укомплектованную конным пожарным обозом. Каждая контора содержала 61 мастерового, 1500 горожан, в число которых входили даже священнослужители. Пожарные части (или экспедиции) дежурили круглосуточно в три смены. Для извещения горожан о пожаре были сформированы отряды барабанщиков, которые обходили улицы, расположенные рядом с закрепленными за ними участками.

Отдельно Петр I подписал указы о защите от огня флота. В 1718 году были построены плашкоуты с насосами. Для защиты от огня судостроительных верфей через каждые 40 метров устанавливались по две бочки с водой и лестница. Обязательным условием было оснащение противопожарным оборудованием всех кораблей.

В 1718 году Петр I ввел должность полицмейстера и организовал канцелярии, которые централизовано вели все противопожарные мероприятия. С 1737 по 1762 год в крупных городах в штате воинских гарнизонов содержались огнеборческие патрули. В населенных пунктах, где не было воинских формирований, патрули собирали из числа чиновников. В 1740 году Сенат утвердил перечень оборудования, которое должно было быть в каждом полку. Сюда входила заливная труба, чан для воды, парусина, вилы, лестницы, крюк с цепью. На каждую роту было положено 25 топоров, такое же количество ведер, лопат и щитов, а также по четыре ручных трубы и по два малых крюка.

С 1747 года пожарная техника должна была быть на балансе каждого из правительственных учреждений. Чтобы повысить степень готовности борьбы с огнем, на чердачных помещениях Сената, Синода, коллегий и канцелярий дежурили дозорные.

Индивидуальная подготовка

Организация деятельности пожарной охраны

Система обеспечения пожарной безопасности, ее организационная структура, законодательная и нормативная база

Система обеспечения пожарной безопасности– совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Организационная структура системы обеспечения пожарной безопасности. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются:

– органы государственной власти – органы местного самоуправления- организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
  • реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
  • научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности
  • тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима.Законодательная и нормативная базаЗаконодательной и нормативной базою в области пожарной безопасности являются акты, обладающие признаками нормативности, но и ненормативные правовые акты.

К нормативным актам относят; Кодексы, нормативно-правовые акты Правительства РФ, министерств и ведомств, законы субъектов РФ, подзаконные нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, так и локальные нормативно-правовые акты – правила пожарной безопасности на конкретных предприятиях, учреждениях и организациях, инструкции по действиям в случае пожара, и т.д.
нормативный характер

  • Ненормативные правовые акты, к ним относят; все правовые акты, не обладающие признаками нормативности, от назначений на должности руководителей тех или иных подразделений, задействованных в обеспечении пожарной безопасности, до принятия актов, ограничивающих в период повышенной пожарной опасности пользование лесами, разведение огня и т.п.
    Понятие, задачи и виды пожарной охраны
    Пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.
    Задачи
  • организация и осуществление профилактики пожаров;
  • спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи
  • организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
    К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
  • Виды пожарной охраны
    государственная противопожарная служба;
    муниципальная пожарная охрана;
    ведомственная пожарная охрана;
    частная пожарная охрана;
    добровольная пожарная охрана.

    Государственная противопожарная служба– осуществляется на уровне Российской Федерации и на уровне субъектов Российской Федерации.
    Муниципальная пожарная охрана– это система органов, сил и средств, создаваемых муниципальными образованиями во взаимодействии или в дополнение к государственной пожарной охране.
    Ведомственная пожарная охрана создается федеральными органами исполнительной власти и организациями с целью обеспечения пожарной безопасности.
    Частная пожарная охрана– составная часть системы обеспечения пожарной безопасности, создаваемая в населенных пунктах и организациях.

    Добровольная пожарная охрана– это форма добровольного участия граждан в осуществлении первичных мер пожарной безопасности.
    Цель, структура и функции деятельности. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ГПС

    Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.

    Структура Государственной противопожарной службы:
    федеральная противопожарная служба;
    противопожарная служба субъектов Российской Федерации.


      Федеральная противопожарная служба включает в себя:
      структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;
      структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, – региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
      органы государственного пожарного надзора;
      пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
      подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);
      подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);
      подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах (территориальные подразделения).
      Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке.
      Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
      Функции Государственной противопожарной службы:1. организует разработку и нормативное регулирование в области пожарной безопасности;

    2. организует и осуществляет государственный пожарный надзор в Российской Федерации;

    3. организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров;

    4. обеспечивает и осуществляет тушение пожаров;

    5. осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы;

    6. координирует деятельность других видов пожарной охраны;

    7. разрабатывает и организует осуществление единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;

    8. осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны.

    Виды связи по функциям и назначению

    В зависимости от своих функций в пожарной охране разделяют следующие виды связи:

    • извещения;
    • оперативно-диспетчерскую;
    • на пожаре;
    • административно – управленческую
    • оперативные – средства для передачи информации, числящиеся на вооружении и предназначенные для повседневной работы пожарных подразделений;
    • учебные – средства, служащие обучающим материалом личного состава части. На них делается специальная пометка «Учебное».

    Использование оперативных средств для проведения обучения строго запрещено.

    Связь извещения

    Служит для передачи сообщений о пожароопасной ситуации в ЦУС и пожарную часть от граждан и автоматизированных сигнальных устройств.

    Основные функции:

    1. Соединяет ЦУС и городскую телефонную линию специальными линиями, которые предназначаются именно для информирования о пожарах. Связь абонентов с пожарной охраной по АТС обеспечивается набором номера «01», а по ручной станции с помощью передачи слов «Пожар».
    2. Передача сообщений от автоматизированных сигнальных устройств о пожароопасной ситуации.
    3. Соединяет напрямую ЦУС, пожарную часть с наиболее важными городскими учреждениями и объектами.
    4. Соединяет напрямую ЦУС с городскими отделениями МВД и охраны для извещения их о пожароопасной ситуации.
    5. Обеспечивает связь между ЦУС, пожарной частью и Государственной противопожарной службой.

    Оперативно-диспетчерская

    Способ обмена сообщениями между диспетчером, пожарной бригадой и ЦУС. Также используется для передачи информации о пожароопасной ситуации всем городским службам и учреждениям.

    Этот вид связи помогает своевременно получить нужную информацию о месте возгорания, быстро отреагировать и предпринять соответствующие меры – выслать противопожарную бригаду на борьбу с огнем.

    Основные функции:

    1. Передача распоряжений пожарным бригадам.
    2. Обработка сообщений от участков, где проходит тушение пожара.
    3. Обмен сообщений между диспетчером, ЦУС и бригадами, высланными на борьбу с неконтролируемым огнем, на служебном транспорте.
    4. Передача сообщений об изменении локаций пожарного транспорта.
    5. Информирование городских учреждений и служб о чрезвычайной ситуации.

    Связь на пожаре

    Используется для координации всех человеческих и технических ресурсов в борьбе с огнем. Она помогает производить своевременный обмен информацией, благодаря чему происходит слаженная работа всех структур.

    Для организации обмена сообщениями между подразделениями создаются стационарные и передвижные пункты связи.

    К ним относятся:

    • ПСЧ (пункт, находящийся в пожарной части);
    • ЦУС (центральное управление силами и техникой);
    • ППС (подвижный пункт);
    • ПСО (пункт связи отряда).

    ПСЧ – это станция пожарной охраны, которая может напрямую по телефонным линиям вести обмен сообщениями с ЦУС и городскими важными объектами, учреждениями, передавать им сообщения о пожароопасной ситуации.

    ЦУС – контролирующий орган, осуществляющий проверку эффективности работы пожарных подразделений.

    ППС – мобильная станция, временно созданная для обмена информацией на пожарах и повышения эффективности работы противопожарных бригад.

    ПСО – пункт обеспечивает взаимодействие между руководящим составом и пожарными подразделениями. Через него ведется управление силами, и передаются данные с места тушения пожара.

    Если пожар принимает серьезные масштабы, то связь обеспечивается не только между оперативной бригадой и начальником, но и с начальником тыла и начальником боевых участков, а также, при необходимости, и с пожарными машинами.

    На пожаре для передачи сведений используются переносимые радиостанции, переговорные аппараты и полевые телефоны. Для координации работ служат радиостанции и устройства с усилением звука, такие как: микрофоны, громкоговорители, мегафоны, громкоговорящие устройства пожарных машин.

    В случае если невозможно пользоваться вышеописанными средствами связи, применяют сигналы управления.

    Административно-управленческая

    Применяется для осуществления координации работы и контроля пожарной части. С ее помощью передаются данные о работе ГПС. Для этого используются городские, сельские и ведомственные телефоны.

    При возникновении чрезвычайных ситуаций данные аппараты можно использовать для передачи срочной информации, но при условии, что это не нанесет ущерб исполнению в настоящий момент оперативно – тактических операций.

    Для этой связи оборудуются стационарные и мобильные пункты передачи сведений, оборудованные всем необходимым для эффективной работы.

    Передача сигналов идет через телефон, факс, сеть Интернет, телеграф и противопожарной сигнализации.

    Действия по тушению пожаров начинаются с момента получения сообщения о пожаре пожарной охраной, считаются законченными по возвращении подразделения пожарной охраны на место постоянной дислокации и включают в себя:

    • прием и обработку сообщения о пожаре (вызове);
    • выезд и следование к месту пожара (вызова);
    • разведку места пожара;
    • аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров;
    • развертывание сил и средств;
    • ликвидацию горения;
    • специальные работы;
    • сбор и возвращение к месту постоянного расположения.

    Разведка места пожара, аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, развертывание сил и средств, ликвидация горения и специальные работы, по решению руководителя тушения пожара и при достаточности сил и средств на месте пожара, выполняются одновременно [2] .

    Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01 (для мобильных телефонов — 112).

    При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

    • проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
    • создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
    • использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
    • ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
    • эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

    Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара (РТП) — прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действий по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил. Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

    Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара [3] .

    Частная пожарная служба в РФ – особенности

    Любая ЧПО может быть сформирована в населенном пункте или на базе предприятия, организации в соответствии с законами Российской Федерации, а, именно, соответствующими статьями Гражданского кодекса.

    Собственник сам решает, какая численность сотрудников будет работать в данном конкретном подразделении, и какой технической базой это подразделение будет располагать. Оказание услуг частной пожарной охраной населению или организациям осуществляет на основании договоров.

    Проведение совместных работ частной организации аварийно-спасательного характера, либо тушение пожаров с Государственными органами противопожарной обороны может быть осуществлено по согласованию с собственником такой структуры.

    На основании этой договоренности подразделение включают в общее расписание выезда, которое регламентирует работу подразделений гарнизонов пожарной охраны Государственной службы.

    Задачи и функции частной пожарной охраны

    Специфика частной пожарной организации такова, что она выполняет задачи, поставленные перед ней конкретным заказчиком в рамках своих полномочий.

    Чтобы иметь допуск к проведению работ по ликвидации пожаров или аварийно-спасательных работ, ЧПО должно иметь лицензию МЧС №1.

    Если же от такой структуры требуется проведение мероприятий по контролю и обслуживанию систем противопожарной безопасности, то разрешение на это дает лицензия МЧС №2.

    На практике организационными основами деятельности частной пожарной охраны является комплекс мероприятий:

    1. Профилактика. Мероприятие предусматривает регулярное проведение осмотров помещений и контроль за системами пожаротушения;
    2. Инструктаж рабочего персонала о специфике пожарной обстановки и правилах безопасности на контролируемом объекте;
    3. Непосредственное участие в ликвидации возгораний и последствий аварий такого рода;
    4. Обслуживание систем противопожарной сигнализации.

    Кто входит в личный состав

    Как упоминалось выше, личный состав частной пожарной охраны в России формирует собственник предприятия, исходя из загруженности данного подразделения.

    Касательно требований, которые предъявляются к профессиональным качествам сотрудника, то степень подготовки здесь напрямую зависит от должности, занимаемой этим сотрудником в структуре.

    К примеру, начальником караула или поста может быть человек со средним или высшим образованием специализированного профиля. У него не должно быть медицинских отклонений, а в наличие должны иметься соответствующие разрешительные сертификаты.

    Для рядового пожарного достаточно пройти подготовку в центре обучения МЧС России и получить соответствующий документ. Чаще всего, где создавались частные пожарные охраны, новыми кадрами для них становились бывшие работники федеральной пожарной охраны, которые по выходу на пенсию (40 лет) готовы были продолжать профессиональную деятельность.

    Какими техническими средствами пожаротушения располагает ЧПО

    В некоторых случаях частная пожарная охрана располагает своей выездной техникой, но в большинстве своем заказчик сам предоставляет техническое оснащение фирме, которая оказывает услуги такого характера.

    Базовым оборудованием, являются пожарные автомобили, укомплектованные цистерной, насосными станциями и пожарными рукавами. То, что обязательно должно иметь подразделение частой структуры и, что финансируется непосредственно собственником ЧПО, это средства индивидуальной защиты для каждого сотрудника.

    Любая частная противопожарная фирма при подписании договора с заказчиком на предоставление услуг должна подтвердить, что обладает всеми необходимыми средствами безопасности и тушения пожара.

    Кроме техники, в список входят:

    • Полное снаряжение для пожарно-технического вооружения;
    • Баллоны с кислородом для дыхания;
    • Оборудование, которое служит для зарядки дыхательных баллонов.

    Все эти средства должны проходить регулярную проверку и быть в исправном состоянии.

    Ликвидация частной организации пожаротушения

    Как создание, так и ликвидация ЧПО происходит в соответствии с действующим Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Основанием для устранения организации может быть:

    1. Непосредственное желание собственника, который принял решение прекратить данную деятельность;
    2. Окончание срока действия лицензий и фактическое отсутствие оснований для дальнейшей возможности ведения профессиональной деятельности;
    3. Нарушение организацией действующего законодательства и соответственное решение суда о прекращении деятельности данной структуры.

    Заключение

    Если провести сравнительный анализ работы заказчика с федеральной службой пожарной безопасности и с частной фирмой, оказывающей такие услуги, то с финансовой стороны более выгодными являются взаимоотношения с ЧПО.

    Обладая небольшим штатом, мобильной техникой и не такой большой загруженностью, частная пожарная организация способна более оперативно реагировать на внештатные ситуации и устранять пожары на стадии их возникновения.

    Ответственность перед работодателем и перед контролирующими государственными органами способствует высочайшему профессионализму сотрудников таких противопожарных подразделений.

    Видео: Частная пожарная часть (г. Пермь, с. Лобаново)

    Пожарная охрана ее виды и задачи

    Первым документом, устанавливающим и регулирующим порядок деятельности по борьбе с постоянными пожарами, был «Наказ о Градском благочинии» от апреля 1649. Именно эта дата считается годом «рождения» Пожарной охраны.

    История зарождения

    Наказ о градском благочинии

    Царь Алексей Михайлович заложил в наказ основные принципы деятельности пожарной охраны, которые остаются актуальными до сих пор.

    1. Наличие штатного состава, который получал вознаграждение
    2. Осуществляются постоянные профилактические объезды по городу. Позже такие поездки получили название дежурство.
    3. Созданы водоливные трубы, которые с успехом начинают использовать при тушении возгораний
    4. Объезжие получают право определять наказание для горожан, нарушивших установленные правила противопожарной безопасности.

    Данная служба оправдала свое появление. Штатные составы огнеборцев начинают появляться почти во всех городах российского государства.

    Совершенствование пожарно – сторожевой охраны продолжил Петр I. Он создает первую противопожарную охрану, состоящую из профессионалов. Для нее начинает возводиться при Адмиралтействе первое депо. Осуществляется закупка специальных пожарных насосов из кожи, имевших медные брандспойты.

    Расширение строительства пожарных депо и их планомерное размещение по территории России начинается при царствовании Николая I. В этом период возводится русская достопримечательность того времени – пожарная башня для наблюдения, получившая тюркское название каланча. Она имела сигнальный флагшток. Она стала наиболее высоким местом, с которого открывался вид не только на окраины города, но и на ближайшие поселения.

    Приход XIX в. ознаменовался строительством завода по изготовлению противопожарного оборудования, в главных городах – Москве и Санкт-Петербурге. В 1904 г. сходит с завода первый автомобиль, предназначений для тушения огня.

    Основные виды

    Учения ведомственной пожарной охраны

    На сегодняшний день на территории России официально существуют и действуют следующие виды пожарной охраны:

    1. Государственная;
    2. Муниципальная;
    3. Ведомственная;
    4. Частная;
    5. Добровольная.

    Специальная пожарная охраны России

    В Государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

    Основными задачами Государственной противопожарной службы являются:

    • организация разработки и реализация государственных мер, направленных на предотвращение пожаров, повышение эффективности противопожарной защиты населенных пунктов и предприятий, организаций, учреждений;
    • организация и осуществление государственного пожарного надзора;
    • тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах;
    • профессиональная подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

    Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся: во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО), ведомственных учебных заведениях МЧС.

    Муниципальной пожарной охраны, как самостоятельного вида не существовало до 2005 г. Она является дополнительным звеном ГПС и право на ее создание имеют органы местного самоуправления на территории муниципальных образований.

    В систему муниципальной пожарной охраны входят:

    • подразделения муниципальной пожарной охраны, созданные для тушения пожаров в городских и сельских поселениях муниципального образования;
    • объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны, организованные в целях осуществления профилактики пожаров и (или) их тушения.

    Среди основных целей и задач муниципальной пожарной охраны:

    • организация и осуществление в поселениях муниципального образования профилактики пожаров, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
    • спасение людей и имущества;
    • участие в тушении пожаров на объектах, в городских и сельских поселениях других муниципальных образований.

    В 1999 г. вступает в силу закон «О ведомственной охране», который регулирует создание и деятельность этого вида противопожарной службы. Существует четкий список федеральных органов, которые наделаны правом по созданию ведомственной пожарной охраны. В 2000 г. этот перечень включал 15 ведомств.

    Федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны. Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой.

    Государственная и муниципальная являются основой противопожарной системы, но на какие виды подразделяется пожарная охрана еще? Это частная и добровольная службы, направленные на профилактику и борьбу с пожарами.

    Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях. Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров. Деятельность подразделений частной пожарной охраны осуществляется на основании разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации. Частная ПС создается физическим лицом на его финансы.

    Как правило, цели и задачи формируются заказчиком. Однако осуществлять свою деятельность она может только при наличии лицензии, выдаваемой МЧС. Самой главной задачей, которая ставится перед частным видом противопожарной службы, является профилактика огнеопасных ситуаций. Она состоит в тесном контакте с добровольными пожарными дружинами. По состоянию на 2016 г.

    существует чуть более 600 таких противопожарных подразделений, действующих на частной основе.

    Добровольные пожарные дружины

    Добровольная пожарная охрана – совокупность сил и средств общественных объединений пожарной охраны, созданных по инициативе граждан и (или) юридических лиц для участия на добровольной основе в деятельности по предупреждению и (или) тушению пожаров. Подразделения добровольной пожарной охраны создаются в первую очередь в населенных пунктах, в которых отсутствуют другие виды пожарной охраны. Добровольная пожарная охрана организовывается на общественных началах обычными небезразличными гражданами. Занимается профилактическими мерами по предупреждению возгораний.

    Вся пожарная охрана подразделяется на виды, которые созданы для обеспечения всестороннего и полного противопожарного контроля.

    Основные задачи

    Пожарная профилактика и ее задачи

    Деятельность каждого вида пожарной охраны подчиняется 3 основным задачам (ст. 4 Федерального закона РФ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»):

    1. Организация и осуществление профилактики пожаров.
    2. Спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи.
    3. Организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

    Все виды и задачи пожарной охраны взаимосвязаны. Развитие пожарной охраны не стоит на месте. С каждым годом оборудование и техника становится все современней, создаются новые штатные составы, а задачи выполняются более эффективно.

    Организация работоспособности

    Пожарная охрана — сложный государственный инструмент. Управлять такой системой можно лишь при планировании и жестком контроле. Работа любого органа, подразделения и даже добровольца регулируется Федеральной противопожарной службой.

    Чтобы обеспечить исправное функционирование системы необходимо знать реальное положение дел в пожарной охране. Производится сбор и обработка данных о технических средствах пожаротушения.

    Контролируется работа всех подразделений, принимаются меры по модернизации оборудования, повышения квалификации служащих. Также Федеральная служба решает административные вопросы, связанные с кадрами, курирует материально-техническое обеспечение.

    Согласно регламентам принимает участие и содействует проведению специальных экспертиз противопожарного оборудования и работам по лицензированию.

    Отчасти координирует деятельность аккредитованных органов сертификации в пределах своей компетенции. Это касается и испытательных лабораторий. Организации должны входить в систему МЧС.

    Немаловажна охрана труда и жизни сотрудников пожарной охраны. Силами МЧС разработаны и внедрены нормативные акты для пожарных, определяющие меры их защиты.

    Работники Государственной противопожарной службы имеют право на получение бесплатной одежды и экипировки специального назначения. Поставляемые машины, оборудование для тушения, средства индивидуальной защиты и костюмы пожарных подлежат сертификации.

    Составляются планы по улучшению работы пожарной охраны. Они разрабатываются на несколько лет вперед и затрагивают все аспекты деятельности.

    Оценка эффективности производится благодаря показателям. Так, реализация целевых программ безопасности прошлых лет привела к снижению смертности, общего количества пострадавших, экономического ущерба более чем на 20 % при пожарах. Программы направлены на внедрение передовых технологий и улучшение материальной базы.

    Что изменилось с 2021 года

    1. Теперь Инструкции о мерах пожарной безопасности разрабатываются в организации и утверждаются ее руководителем только для зданий и сооружений (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), а не для каждого объекта защиты (пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории А, Б и В1 производственного и складского назначения), как было ранее.
    2. Руководитель организации вправе, а не обязан назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты.
    3. Наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны не требуется в складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок.
    4. В отношении объекта защиты с круглосуточным пребыванием людей руководитель компании организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала и обеспечивает обслуживающий персонал телефонной связью, исправными ручными электрическими фонарями (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного, без необходимости иметь в наличии Инструкцию о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время.
    5. С руководителя организации снимается необходимость обеспечивать (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект защиты с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте защиты (в том числе в ночное время).
    6. Запрещается использовать подвальные и цокольные этажи для организации детского досуга (детские развивающие центры, развлекательные центры, залы для проведения торжественных мероприятий и праздников, спортивных мероприятий), если это не предусмотрено проектной документацией.

    Запрещается использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.

    Если в подвальном помещении постоянно не находятся люди, помещение должно быть закрыто на замок, а на двери размещена информация о месте хранения ключей. Такое же требование введено для чердачных помещений и технических этажей.

    На объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие исправных ручных электрических фонарей, а также средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 фонаря и 1 средства индивидуальной защиты на каждого дежурного.

    Целостность средств индивидуальной защиты следует проверять ежегодно.

  • В местах установки приемно-контрольных приборов пожарных теперь должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты, с указанием линии связи пожарной сигнализации. Для безадресных систем пожарной сигнализации указывается группа контролируемых помещений.
  • Для отдельных сфер деятельности предусмотрены свои изменения, с которыми можно ознакомиться в Обзоре КонсультантПлюс.

    История

    В 1472 году Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара в Москве и получивший на нём ожоги, издал указ о мерах пожарной безопасности в городе. При нём же в 1504 году в Москве создана первая пожарно-сторожевая охрана.

    В 1549 году царь Иван Грозный издал специальный указ о мерах противопожарной защиты в городах.

    В 1624 году в России организована первая специализированная пожарная команда.

    30 апреля 1649 года царь Алексей Михаилович издал «Наказ о градском благочинии», содержащий основные положения, присущие пожарной охране: определены её штатный состав, техническое обеспечение, источники финансирования, установлено постоянное дежурство, предусмотрено наказание жителей за нарушения правил обращения с огнём. Эти положения распространились на все города России.

    Российская империя

    В Российской империи успешно функционировало «Императорское российское пожарное общество», под патронажем которого было создано общество «Голубой Крест», которое оказывало всевозможную поддержку пожарным пострадавшим при выполнении должностных обязанностей; если пожарный погибал, то помощь оказывалась членам его семьи [3] .

    В 1892 году было 590 постоянных пожарных команд, добровольных (вольных): городских — 250, сельских — 2026, заводских — 127, военных — 13, частных — 12, железнодорожных — 2 [4] .

    17 апреля 1918 года уже в Советской России издан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём» [5] .

    4 мая 1921 года в соответствии с постановлением Совета Труда и Обороны РСФСР «Об организации дежурных пожарных поездов» [6] с 15 мая по 1 ноября 1921 г. НКВД РСФСР и НКПС РСФСР организовывали и ввели в действие 7 дежурных пожарных поездов (места стоянки: Москва, Бологое, Вологда, Смоленск, Курск, Самара, Екатеринбург). Для осуществления этих мероприятий было выделено 500 млн рублей.

    К 1927 году разнородность в обмундировании и знаках различия в республиках практически сходит на нет и в качестве образца для введения надолго приходит форма пожарных РСФСР. Обеспечение пожарной охраны осуществялось как профессиональными, так и добровольными пожарными дружинами (1927-1932), подчинявшимися НКВД РСФСР.

    В 1930 году проведена военизация пожарной охраны транспорта, на базе которой создана военизированная пожарная охрана НКПС СССР [7] [8] . Срок службы военизированного состава составлял не менее двух лет.

    В конце 1930 года Главное управление коммунального хозяйства и управление милиции были выделены из состава НКВД и переданы в непосредственное подчинение СНК РСФСР. 4 марта 1931 г. СНК РСФСР издаёт документ о централизации пожарной охраны республики. Ведомственными остались: пожарная охрана НКПС, Военно-Морского Флота и Народного Комиссариата водного транспорта.

    20 июля 1931 г. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР пожарная охрана передана в Народный комиссариат коммунального хозяйства (НККХ). Центральный пожарный отдел (ЦПО) НКВД преобразован в Центральное Управление пожарной охраны (ЦУПО) НККХ.

    Одновременно с переводом пожарной охраны в ведение НККХ для защиты стратегических объектов при ОГПУ организуется военизированная пожарная охрана [9] .

    В 1934 в составе НКВД СССР организовано Главное управление пожарной охраны. Обеспечением противопожарной безопасности в населенных пунктах

    В годы Великой Отечественной Войны пожарная охрана стала своеобразным щитом, обороняющим от огня военные объекты, критически важные объекты, населенные пункты. В первые месяцы войны основную тяжесть борьбы с пожарами, возникавшими при налетах вражеской авиации, пришлось выдерживать городским профессиональным пожарным командам. Многие огнеборцы сражались с врагом в партизанских отрядах.

    В самых тяжелых условиях в таких городах-героях, как Ленинград, Сталинград, Смоленск, Севастополь, Одесса, пожарные были непосредственно в бою. Они были родом войск, который принес огромную помощь Красной Армии. В летописях пожарной славы записаны сотни и сотни имен героев, дела которых являются поучением для новых поколений пожарной охраны.

    Орденами и медалями были награждены свыше 31 тыс. человек. Известно о 35 защитниках Отечества, до войны работавших в пожарной охране или ушедших на фронт из пожарной охраны, которые были удостоены звания Героя Советского Союза.

    В первые послевоенные годы восстановились и приступили к производству пожарной техники Московский, Горьковский, Варгашинский, Грабовский, Новоторжский автозаводы, Ливенский и Запорожский заводы по производству мотопомп. Было принято решение, положившее начало техническому перевооружению пожарной охраны страны.

    В СССР с 1966 г. руководство пожарной охраной осуществляло МВД СССР, в состав которого входили Государственный пожарный надзор, осуществлявший работу по профилактике пожаров на строящихся и эксплуатируемых зданиях и сооружениях, а также подразделения военизированной пожарной охраны и профессиональной пожарной охраны, которые тушили пожары в городах, на промышленных и других объектах народного хозяйства. Некоторые министерства и ведомства (например, Министерство путей сообщения СССР, Министерство лесного хозяйства, Главнефтеснаб) имели собственную ведомственную пожарную охрану [12] .

    Военизированная пожарная охрана организовывалась в городах, являющихся важнейшими административными центрами СССР, а также на промышленных и других объектах, имеющих особо важное значение или повышенную пожаро- и взрывоопасность. Профессиональная пожарная охрана создавалась в городах, поселках городского типа, районных центрах, а также на объектах народного хозяйства [13] .

    С 1965 года части и подразделения военизированной пожарной охраны Москвы стали комплектоваться из лиц, призванных на действительную военную службу [14] .

    На 1990 год военизированная и профессиональная пожарная охрана МВД СССР, охраняла предприятия, организации, учреждения на основании договора за их счет [15] .

    МВД РСФСР в 1991 г. образовало аварийно-спасательные структуры в составе подразделений военизированной пожарной охраны, обеспечив создание единой противопожарной и аварийно-спасательной службы [16] .

    голоса
    Рейтинг статьи
    Читать еще:  Порядок применения огнетушителей: пенного, порошкового, углекислотного типа
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector